Стоит ли спрашивать, кого он при этом имел в виду? И стоит ли напоминать, что в процессе приватизации ЗАлКа правительство принимало самое деятельное участие (вплоть до инструктажа членов тендерной комиссии) и именно оно (это участие, иногда больше напоминавшее откровенное вмешательство) и привело в конце концов к результатам, от которых теперь глава нашего Кабмина всячески открещивается.
Еще более характерна для стиля работы правительства В.Ющенко и самосоздаваемых вокруг него мифов ситуация с Луганской, Зуевской и Кураховской тепловыми электростанциями, входившими в состав ОАО «Донбассэнерго» и проданными в соответствии с законом о банкротстве государственной компанией «Укрспецюст» 28 апреля (за 208 млн. грн. по искам компаний «Топливо и энергетика Украины» и «Укрвостокинвест»). Наш Кабинет Министров расценил банкротство «Донбассэнерго» как скрытую приватизацию предприятий топливно-энергетического комплекса и выступил с протестом. Согласитесь, когда правительство протестует против того, что делается в экономике страны, которой оно же и управляет, то налогоплательщики, которые его наняли, вправе спросить: а чем же это правительство занималось, как оно выполняло свои обязанности? Если ему и вправду так сильно мешали работать, то почему же оно, понимая свое бессилие, уже давно не сложило свои полномочия, не дожидаясь резолюции недоверия, принятой парламентом? Или же оно делало это сознательно, чтобы впоследствии иметь оправдания и мотивации для объяснения провалов? Более того, ситуация вокруг «Донбассэнерго» еще раз высветила банкротство столь сильно хваленой (в основном самим же правительством) энергетической политики Ющенко-Тимошенко. Ведь до банкротства доведены не одна, а практически все энергогенерирующие и энергораспределяющие компании Украины, включая «Энергоатом». Ситуация настолько обострилась, что в апреле Совет энергорынка даже рекомендовал государственному предприятию «Энергорынок» приостановить работу по взысканию долгов с облэнерго.
По данным ГП «Энергорынок», исковые претензии предъявлены к 26 из 27 украинских облэнерго (кроме ОАО «Киевэнерго») на общую сумму 4,2 млрд. грн. (задолженность облэнерго на 1 января 2000 года). В настоящее время 15 исков «Энергорынка» уже удовлетворены — к началу марта невыплаченная задолженность составила 3,5 млрд. грн. Представитель ГП «Энергорынок» отметил, что суд предоставил облэнерго отсрочку для уплаты долгов от двух до семи месяцев. В ближайшее время в связи со значительной кредиторской задолженностью арбитражные суды могут возбудить дела о банкротстве также и в отношении энергогенерирующих компаний «Днипроэнерго» и «Черкассыоблэнерго». А, как известно, Укрсоцбанк уже приобрел на аукционе за 115 млн. грн. все восемь предприятий электросетей ОАО «Луганскоблэнерго», выставленных на продажу по иску ГП «Энергорынок» и решению Высшего арбитражного суда Украины. Перед этим на аукционе компания ООО «Сервис-Инвест» купила 7% сетей «Донецкоблэнерго», которые были описаны за долги государственному предприятию «Облавтодор» (Донецк). И по каждому из этих эпизодов правительство должно бы протестовать против своей же политики в области энергетики, даже в льготных условиях чрезвычайно теплой зимы приведшей к финансовому банкротству практически целой отрасли. Естественно, В.Ющенко пытается теперь представить в качестве виноватого кого-то другого, кто, якобы, проводил «не нашу«политику. Правда, это уже не столь важно, оценка правительству уже выставлена и ответственности ему не избежать...
Эту мысль неплохо было бы запомнить. Ведь правительство В.Ющенко в соответствии с указом Президента Украины, которым принята его отставка, продолжает функционировать, без ограничения принимая все новые и новые решения, исполнять которые придется уже новому кабинету. По некоторым данным после отставки правительства уже принято около трехсот документов. Так, комитетом гуманитарного и социального развития во главе с вице-премьером Николаем Жулинским на заседании 8 мая из 25 проектов будущих правительственных решений одобрено 22. В том числе, о передаче Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения в сферу управления государственного комитета связи и информатизации, о льготах на проезд для студентов и учащихся профтехучилищ, об утверждении порядка финансирования из государственного бюджета санаторно-курортных учреждений. (Остальные принятые в этот день документы на сайт Кабмина в Интернете не вывешены то ли из-за их невесомости, то ли в связи с нежеланием представить общественности даже их названия). Между тем и трех названных достаточно для того, чтобы составить представление о нынешних направлениях деятельности правительства. Похоже, сегодня его члены больше всего озабочены своим политическим будущим. К примеру, почему транспортные льготы студентам, несмотря на многомесячную борьбу вокруг этого вопроса, вводятся только теперь? Стоит ли отвечать на этот детский вопрос. Легко разрешается и загадка бюджетного финансирования здравниц: Наверняка в их списке фигурируют именно те, где отдыхают министры, которых сегодня уже мало волнует расходная часть бюджета. Что касается Концерна радиовещания, то смысл его переподчинения, наверное, также имеет какую-то политическую окраску, иначе это можно было бы сделать уже давно, хотя и сегодня совершенно неясно, поможет ли это поправить финансовое положение предприятия.
Между тем заместитель правительственного секретаря Константин Петров, любезно согласившийся ответить на вопросы «Дня», подчеркнул, что правительство работает без всяких ограничений своих функций и, по его словам, лишь иностранные делегации могут взять тайм-аут, если они сомневаются в целесообразности встреч с правительством, лишь исполняющим свои обязанности в соответствии с поручением Президента. Но, похоже, ответственности за свою работу правительство уже не несет. Как, впрочем, и в предыдущем периоде, когда заявляло, что политикой оно не занимается.