Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Предложение для Президента

Вера КИТАЙГОРОДСКАЯ: Если Институт национальной памяти не могут сохранить власти, его должен сохранить народ
22 февраля, 2011 - 20:24

Когда возникли трудности с Институтом национальной памяти, общественные деятельницы Буковины обратились к первым лицам государства с предложением перенести учреждение в Черновцы. «Если вы не имеете сил или желания сберечь от уничтожения этот институт, мы требуем отправить его в Черновцы, где мы позаботимся об Институте национальной памяти до лучших времен, будем работать на общественных началах», — шла речь в заявлении. Одной из инициаторок этого письма была Вера КИТАЙГОРОДСКАЯ — главный редактор издания «Буковинське віче» и писательница.

— Госпожа Вера, активные женщины Буковины первые и пока что единственные, кто выразил желание позаботиться об Институте национальной памяти, к тому же на общественных началах.

— В Украине всегда хорошие, важные и моральные дела творили на общественных началах. Прежде всего — строили жилье, копали колодцы, обустраивали дороги, возводили храмы. Институт национальной памяти тоже был спроектирован Виктором Ющенко как сокровищница нашей общественной памяти и сознания. В отличие от всех современных проектов — это не бизнесовая, не шоу-пиарная секция, это попытка заложить реальные основы памяти — задокументированные в архивных материалах, вещественных доказательствах, научных исследованиях. Женщины как исконные берегини родовой нити очень чувствительны к любой угрозе относительно их генетического кода, в том числе и гена, отвечающего за память. Сегодня эта угроза как никогда реальна. Кроме того, что первое лицо государства работает в режиме поиска мирового партнерства и декларирует демократию и лояльность к оппонентам, команда его работает над тотальной зачисткой проявлений национальной идентификации. Особенно ловок в этом министр образования Дмитрий Табачник. А, как известно, с образования все и начинается.

— Почему для вас лично и для ваших коллег сохранение института является таким важным вопросом?

— В буковинском селе Нагоряны, откуда я родом, во время голода 1946—1948 годов умер каждый четвертый. Однако само слово «голод» люди в течение длительного времени даже в доме в кругу родственников произносили шепотом. Именно тогда, во время трех этапов украинского Голодомора — 1920—1930—1940-х годов, был брошен вызов украинской нации. Второй вызов — политические репрессии и насильственные переселения. В связи с этим украинцы очутились сейчас на краю интеллектуальной пропасти, умершие от жажды хлеба и свободы не дали потомков. А из-под живых всеми силами пытаются вырвать корни. Синдром перекати-поля перестает быть обсуждаемым и раздражающим в обществе. Таким образом, общество без памяти выклюет свою сущность изнутри. Чтобы очистить украинскую территорию от украинцев, не нужно ни милитаристских, ни холодных войн. Это не может не терзать совесть таких, как я. Мне все равно, что обо мне скажет и что по отношению ко мне сделает любая власть, но я не могу быть спокойной и довольной, понимая, до какой степени низводят национальный дух.

— Какими могут быть последствия переформатирования или уничтожения Института национальной памяти?

— Прежде всего я чувствую на интуитивном уровне, как из Института самые ценные материалы могут загрузить на мусоровозы и вывезти на свалки, документы об освободительной борьбе ОУН-УПА, Голодоморе и эпохе гулаговской мерзлоты, а также разбавить новыми российско-имперскими «шедеврами» исторические реликвии нашего государства. Как это сделать, хорошо знают коммунисты и все остальные кремлевские прислужники — наследники Сталина, Брежнева и Хрущева.

— Каким образом вы можете реализовать идею переселения института в Черновцы?

— Мы готовы до лучших времен оберегать материалы института, в частности, то, что новое руководство хочет вывезти как мусор, мы можем разместить в Черновцах. У нас для хранения хватит и территориального, и профессионального ресурса, сейчас нас уже поддержали прогрессивные общественные организации, научные работники, педагоги, студенчество, работники музеев. Думаю, к нам присоединятся благодетели со всей Украины.

— Со дня публикации заявления уже прошло достаточно времени, чтобы получить официальный или любой другой ответ от тех, кому оно было адресовано...

— Мы ежедневно с нетерпением ждем ответа от руководства государства и на самом деле надеялись получить его вовремя, к тому же не очередную отписку, как это принято у чиновников: «В связи с отсутствием бюджетных средств ваш вопрос не будет рассматриваться никем и никогда». Тем более, принят закон об информации, согласно которому ответ от любого чиновника должен прийти за пять дней. Впрочем, такого прецедента, когда президент отвечает на запрос провинциальных организаций или граждан, у нас еще не было. Мы же не «тусуемся» со столичными клерками на одних вечеринках из серии «Светская жизнь» по версии Кати Осадчей. Поэтому и глаза при встрече опускать не нужно, но на Буковине женские организации цепки на слове и на деле. Мы от своего не отступим.

— Как считаете — как журналист и писательница, в чем феномен того, что у рулевых страны нет амбиций остаться на страницах истории гуманными, идейными, национально сознательными лидерами, которых будет вспоминать не одно поколение? История все расставляет на места и всем дает правдивую оценку, даже через столетие, и доказательством этого является чествование и почет Владимира Великого, Богдана Хмельницкого или Михаила Грушевского.

— Как раз нынешнее руководство государства и принадлежит к тому поколению, из-под которого вырывали родовые корни. Это следствие выхолощенного национального толка на уровне сознания и подсознания. Поэтому и ожидание ориентации по принципу: вот моя территория, мой народ и я здесь — гарант всего, очень аморфны. Разумеется, что любой лидер должен маневрировать между волками, овцами и лисами, но даже когда «лисы лают на щиты», а волчье завывание заглушает все вокруг, сердце Президента должно биться в такт украинского гопака. Очень хочется увидеть эту, если не унаследованную и воспитанную, то хотя бы обретенную в Институте национальной памяти амбицию главы государства! Чтобы и через тысячу лет потомки в десятом поколении говорили: он был не только большим, он действительно был Великим. Скольким женщинам, рабочим, художникам, крестьянам нужно тормошить Президента, чтобы он проснулся лидером нации?

Беседовала Леся ВОРОНЮК, Черновцы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ