Добрый день, уважаемая редакция. Пишу вам не спроста, а чтобы поделиться своими размышлениями о теме Голодомора, чем занимался и жил Джеймс Мейс, годовщину которого мы отмечаем в эти дни. Надеюсь, материал вас заинтересует и найдет свое место на страницах газеты.
Телеканал ТЕТ никогда не претендовал на образец научно-познавательного или хотя бы познавательно-развлекательного телеканала. С первых дней своего появления основным концептом канала было — 100 % развлечений: сериалы, развлекательные программы, ток-шоу. Сегодня же канал покупает у российских телеканалов модные и очень популярные реалити-шоу. Создается впечатление, а оно полностью подтверждено разговорами со зрителями, что ему уже надоело созерцать загримированных заокеанских актеров. И хочется уже чего-то более близкого и реального.
Проходит уже эпоха под названием «Окна», и телевизионные продюсеры ищут и дают потребителям такого типа информации новую пищу — «За стеклом», «Дом» и т.д. А сегодня самым популярным реалити-шоу является «Голод». Нет-нет, не подумайте, это не тот Голод, который мы привыкли называть Голодомором, актом геноцида против украинского народа. Нет. Это «голод» ради денег. В чем суть? В том, что молодые люди, не желающие быть пассионарными зрителями, стремятся «залезть в экран» и играть свою жизнь на публику. Они молоды и желают популярности, а еще — победы, которая обеспечит кому-то одному из 13 участников 2 тысячи долларов ежемесячно на протяжении всей жизни.
«Голод» для героев — явление скоротечное, главное — продержаться 106 дней. По правилам, раз в неделю автоматические двери жилья открываются и двое «голодающих» могут выйти в город на «заработки» пищи.
Голодной смертью здесь никто не умирает. Когда нет в доме еды, участникам выдают специальный «энергетический» напиток, содержащий все необходимые вещества и микроэлементы, нужные человеку для нормального функционирования организма.
Именно о таком «голоде» узнает с экрана телевизора современное молодое поколение, у которого название этого реалити- шоу не вызывает даже ни малейших ассоциаций с другими событиями, произошедшими в 30-х годах ХХ века.
И каждый, кто смотрит это или другие подобные реалити- шоу, ищет в причине свою философию.
Если на вопрос: «Что слышали Вы о Голоде?» — мне отвечают: «Голод? Ах да, слышал. Реалити-шоу на ТЕТе» — или — «Да, кажется слышал. Сериал, или что-то такое». Но приходилось слышать и диаметрально противоположные мысли, наподобие: «Слышала, слышала. Сын теперь от телевизора не отходит. У него, видите ли, «Голод». Я глянула, думала что-то о Голодоморе, а там —парни с девушками развлекаются, курят, ссорятся...»
На таких фактах воспитывается нынешнее поколение, а старое только разводит руками от бессилия что-либо сделать.
МЫ — МИРУ, А МИР — НАМ
Пересмотреть некоторые страницы истории и докопаться до истины — этот вопрос назрел уже давно. Не так много прошло лет, с тех пор как мир узнал о Голодоморе в Украине. Только спустя 50 лет после трагедии — в 1982 году на Международной конференции по Холокосту и геноциду в Тель-Авиве молодой и еще тогда малоизвестный ученый Института украинских исследований при Гарвардском университете, американец Джеймс Мейс, первым среди западных исследователей охарактеризовал Великий голод 1932—1933 годов в Украине как акт геноцида.
История помнит еще одного журналиста — Уолтера Дюранти. Журналиста, сделавшего себе имя и получившего Пулитцеровскую премию (1932 года) за репортажи из Советского Союза. Он собственными глазами видел, что происходило тогда на территориях Украины. Тем не менее, репортажи, по его же словам, «отображали официальные взгляды Советского Союза», а не его собственные. И именно за такую «работу» его удостоили чести наивысшей награды для журналистов.
Джеймс Мейс в 1998—2004 годах, работая в газете «День», освещает свои мысли о Голодоморе, дает свои суждения, исследования документов, анализирует. Он не видел той трагедии, в отличие от Уолтера Дюранти, но писал то, что чувствовал, и о чем узнавал из первоисточников. Через масс-медиа Мейс стремился донести до самого широкого круга аудитории информацию, растрогать властные верхушки. Его не стало, и смолкли уста геноцида.
А современные дюранти скупают и пропагандируют иностранные реалити-шоу, и затирают в памяти людей воспоминания. Еще нашим прадедам это болело, а нам безразлично.
Пусть уже будут различного пошива шоу, пусть покупают их украинские телеканалы и «приправляют» их украиноязычными титрами, но хотелось бы, по крайней мере, одного — чтобы называли их не «Голод», или что-то тому подобное. Это все равно, что в Израиле показать реалити-шоу «Холокост». Неуместно, правда же? А наши украинские телеканалы покупают и «раскручивают» такую продукцию. И снова вопрос: «Кому выгодно?» А кому выгодно — свое дело сделали. Потому что, когда уже слово «голод» не вызывает ни малейших ассоциаций с тем, чем он был на самом деле, то это — трагедия. А еще большая — когда эта ассоциация с реалити-шоу.
Такой демократии мы добились на телевидении, а годовщину Голодомора мы должны были бы встретить новым победителем «Голода».