Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Президент смирился с «изоляцией»?

15 января, 1996 - 20:23
Президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань приняли участие в церемонии открытия Чомонинской общеобразовательной школы 1—2 степени аккредитации (Мукачевский район, Закарпатская область). Возведение Чомонинской школы было начато в 2001 году, но фактически проводилось только в 2005 и 2006 годах, когда на ее строительство было направлено 0,5 млн. грн. в 2005 и 4 млн. грн. в 2006 году субвенций. В школе будут учиться 320 учеников, педагогический коллектив — 31 учитель. Оба почетны

Прошедшие выходные Президент провел на Закарпатье. Поводом для поездки стала встреча Виктора Ющенко с венгерским премьером Ференцем Дюрчанем.

Встреча была посвящена гуманитарной тематике. Господин Дюрчань обратился к украинской стороне с просьбой уделять больше внимания венгерской диаспоре, а Виктор Ющенко попросил выделить в Будапеште место для памятника Тарасу Шевченко. Непосредственно перед тем, как отправиться на встречу с главой правительства Венгрии, Виктор Ющенко провел блиц-брифинг для отечественных журналистов. Вопросы представителей СМИ не имели абсолютно никакого отношения к украинско-венгерским взаимоотношениям. Журналистов интересовала исключительно реакция президента на события, которые произошли в парламенте в день закрытия второй сессии ВР.

«После того, как было преодолено вето Президента на закон о Кабмине, была поставлена точка в вопросе установления баланса между институтом президента, правительством и парламентом. Это решение неконструктивное, непродуманное»,— заявил Виктор Ющенко. Гарант также «вспомнил незлым тихим словом» голосование за преодоление вето представителей БЮТ: «Очень жаль, что к этому процессу оказался причастен Блок Юлии Тимошенко. На мой взгляд, нет аргументов государственного уровня для такой позиции. Впрочем, то, что произошло — это тоже позитив. Потому что нация, избиратель должны знать, кто есть кто в нашей стране».

Ввиду последних событий в ВР отечественная пресса уже окрестила Президента английской королевой, дескать, у Ющенко остался лишь статус и практически никаких прав. Мнения экспертов относительно принятия закона о КМУ разделились. Одни советуют Президенту принять все как есть, ведь мы теперь живем в парламентско-президентской стране, а не наоборот. Другие резюмируют, что принятие закона о Кабмине вернуло Украину в эпоху кучмизма, а разница состоит лишь в том, что необъятные полномочия Президента Кучмы нынче сосредоточатся в руках премьера Януковича. Противники такого развития событий советуют Президенту прибегнуть к радикальным действиям, пока правительство и коалицианты вообще не упразднили президентский пост.

Между тем, нынче у Виктора Ющенко нет законных оснований для роспуска ВР (не собралась в течение 30 дней; не сформировала коалицию; не сформировала правительство). Впрочем, при желании, а также поддержке БЮТ и «Нашей Украины» Президент может создать предпосылки для роспуска ВР. Например, 151 народный депутат могут сложить свои мандаты.

Однако, Президент (по крайней мере, пока) решил действовать иначе. Виктор Ющенко обратился в КС с просьбой оценить правомерность или не таковую принятия закона о КМУ. Между тем, следует отметить, что согласно закону, регламентирующему деятельность Конституционного суда Украины, у последнего есть три месяца для рассмотрения представлений. И только в неотложных случаях, определяемых, к слову, самим же КС, данная процедура может быть сокращена до одного месяца. Кроме того, подача конституционного представления Виктора Ющенко не приостанавливает действие скандального «кабминовского» закона. Неконституционные положения закона, в случае признания их таковыми судом, утратят силу только со дня принятия КС решения об их неконституционности. А в том, что за это время, получив фактически всю полноту власти в стране, премьер и его команда успеют «нарубить дров» сомневаться не приходится.

***

Напомним, принятый 12 января Закон «О Кабинете Министров Украины» предоставляет парламентскому большинству и высшему органу исполнительной власти огромные права — намного шире, нежели предусматривала непосредственно конституционная реформа. А достигается это, по мнению заместителя главы СП Арсения Яценюка, за счет нарушения 11 норм Основного Закона вследствие вольной трактовки положений Конституции авторами закона о Кабмине. Самым очевидным нарушением Основного Закона является попытка переосмыслить 116 статью Конституции. В соответствии с ней, Кабмин «обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики государства». В законе немножко другая трактовка: «Осуществление внутренней и внешней политики государства». На первый взгляд, разница лишь в словах, однако на самом деле все куда более сложно: «обеспечение осуществления» политики и «осуществление» ее — совершенно разные политико-правовые категории. Фактически Кабмин присвоил себе право осуществлять политику, покушаясь на конституционные полномочия и Президента, и парламента.

Что еще «дарит» правительству новоиспеченный закон «О Кабинете Министров»?

Отныне, назначение премьера фактически не зависит от президента: если за 15 дней президент не внесет на рассмотрение парламента предложенную большинством кандидатуру премьера, то представление на его назначение вносит в ВР коалиция (в Конституции этим правом наделен только президент);

Кроме того, президент теряет контроль над назначением министров иностранных дел и обороны. Если в течение 15 дней глава государства не вносит в парламент соответствующие кандидатуры, то их назначает коалиция (к слову, право президента назначать данных министров прямо гарантировано ему Конституцией — о большинстве в ВР в этой связи там нет ни слова).

Виктор Ющенко также теряет возможность влиять на деятельность правительства: программа деятельности Кабмина утверждается постановлением парламента, а не законом, который гарант может ветировать. Кроме того, согласно нормам новоиспеченного закона о Кабмине Президент лишен каких-либо рычагов для отставки КМУ: он может лишь инициировать рассмотрение этого вопроса в ВР, а парламентарии могут, как поддержать, так и отвергнуть данное предложение.

По большому счету, закон о КМУ лишает Президента возможности в целом влиять на кадровую политику Кабинета Министров: все заместители министров назначаются правительством по представлению либо премьера, либо Кабмина, либо членов КМУ.

Кроме этих пунктов, закон, регламентирующий деятельность КМУ содержит еще немало положений, которые, так или иначе, урезают власть Президента. В сухом остатке их реализация может привести практически к полному устранению влияния гаранта Конституции на исполнительную власть. А чем узурпация власти со стороны КМУ может обернуться для рядовых жителей страны остается только догадываться.

Наталия РОМАШОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ