Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приехали, выступили... что дальше?

Выводы из донецкой акции оппозиции «Вставай, Украина!»
4 июня, 2013 - 14:16
ШИРОКИХ СОЦИАЛЬНЫХ МАСС РЕГИОНА, ГДЕ УЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ПОГОЛОВНО ПОДДЕРЖИВАЮТ «СВОИХ», ДОНЕЦКИЙ МИТИНГ «ВСТАВАЙ, УКРАИНА!» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАТРОНУЛ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМАЧЕНКО

Накануне оппозиционного митинга в Донецке было много разговоров о потенциальных провокациях. Регионалы опасались подстрекательских действий со стороны оппозиции, а последние боялись, что местные чиновники всеми правдами и неправдами собираются помешать проведению акции протеста. Например, представитель местной власти Игорь Чичасов заявлял, что «Вставай, Украина!» в шахтерской столице — это «новый крестовый поход против Донбасса» и «провокация». В свою очередь депутат от «Батьківщини» Александра Кужель говорила о намерении президентской команды вывести к митингующим ветеранов войны, учителей и врачей. Но, вопреки негативным ожиданиям провокаций, акция прошла мирно, и, с учетом нынешних украинских условий, в этом заключается ее главная победа.

То, что не приехал Виталий Кличко, удивлять, в принципе, не должно. И речь идет не только о неотложных делах в городе Василькове. Лидера партии «УДАР» в Донбассе уважают за боксерские заслуги, но в капитал политического доверия эта региональная слава пока перетекает слабо. Тем не менее, политический потенциал Кличко в донецком регионе намного выше, чем у Арсения Яценюка и Олега Тягнибока. Лидер «Батьківщини» среди жителей Донбасса стабильно непопулярен, а предводитель «Свободы» совершенно непонятен для подавляющего большинства местных жителей. Поэтому не исключено, что в стратегических целях Кличко выгодней появляться в Донбассе не в окружении Яценюка и Тягнибока, а самостоятельно, и приезжать сюда не столько с конкретно политическими акциями, сколько с различными спортивно-культурными мероприятиями, на фоне которых будут подниматься политические вопросы.

ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ АПАТИИ

Результаты же донецкого марша оппозиции неоднозначны. С одной стороны, сам факт проведенного во главе с Яценюком и Тягнибоком протестного марша в сердце края терриконов уже можно считать морально-волевой заслугой оппозиционного движения. Однако, с другой стороны, нельзя переоценивать тот эффект, который вызвала оппозиционная акция в регионе. Анонсировалось участие пяти тысяч граждан, а в итоге вышло меньше тысячи, и преимущественно это были партийные активисты, журналисты и сочувствующие оппозиции общественники из Донецкой и Луганской областей. Широких социальных масс региона, где уже далеко не все поголовно поддерживают «своих», донецкий митинг «Вставай, Украина!» практически не затронул. Основные же причины низкого интереса к этой акции среди тех жителей Донбасса, которые разочаровались в действующей власти, судя по всему, кроются в нескольких обстоятельствах.

Во-первых, оппозиционеры провели слабую рекламную кампанию своего протеста. Во-вторых, в донецком регионе все еще недоверчиво относятся к украинским оппозиционным партиям даже в тех общественных кругах, где от Банковой уже не ждут ничего хорошего. В-третьих, избирателей Донбасса — как, по большому счету, и остальных регионов страны — продолжает накрывать волна политической апатии. Эта тенденция продемонстрировала свой очевидный прогресс еще на прошлогодних парламентских выборах. Выражалась она в голосовании за ПР «по привычке», массовой неявке на выборы, а также отстраненно-обиженном отношении к украинской политике в целом. Впрочем, как замечают исследователи, политическая апатия — это не всегда плохо, поскольку она порой выступает в качестве защитного механизма, может предотвращать политическую агрессию, ведущую к хаосу.

«МЫ БУДЕМ БОРОТЬСЯ ЗА КАЖДОГО ДОНЧАНИНА»

В ходе донецкого митинга немаловажное уточнение сделал Олег Тягнибок: «При власти находится, как говорят по всей Украине, «донецкий криминально-олигархический клан». И когда я говорю «донецкий» — я, кстати, подчеркиваю это в каждом уголке Украины, — я не имею в виду простого жителя Донбасса, я не имею в виду донецкого шахтера, донецкую учительницу, донецкого предпринимателя. Я имею в виду жуликов и бандитов, криминальных элементов, которые срослись с комсомольско-коммунистическими лидерами, с этой системой, и сегодня, узурпировав власть в украинском государстве, воруют и грабят...» Развивая логику Тягнибока, спикерам украинской оппозиции не помешало бы вообще отказаться от использования понятия «донецкие», которое зачастую воспринимается неотделимо от всего населения Донбасса, вследствие чего формируются негативные стереотипы. Ктому же нынешняя украинская оппозиция тоже не святая, и для нее более приемлемым было бы предлагать конкретные альтернативные механизмы и реальные гарантии их выполнения, а не зацикливаться на громогласных осуждениях действующей власти. Тем более когда речь идет о визитах в донецкий край.

«Донецк не принадлежит Януковичу, мы будем бороться за каждого дончанина», — заявил на митинге Яценюк. Звучит грозно, но реалии донецкой акции «Вставай, Украина!» вызывают определенные сомнения, действительно ли оппозиция готова бороться за поддержку жителей Донбасса, или это всего лишь формальные имиджевые слова. Ведь, как уже было сказано выше, рекламная кампания донецкого протеста была весьма неубедительной. Где были объявления на столбах, заборах и бил-бордах для граждан, которые не следят за политическими событиями в Интернете и редко смотрят новости по телевизору, но в перспективе могли бы стать участниками акции? Сколько людей придет на выступление артиста, если в городе не будет широкой рекламной поддержки его концерта, а основной сферой распространения объявлений будет только интернет-пространство?

Еще один вопрос связан с местом и временем оппозиционной акции в Донецке. В процессе подготовки протестного шествия резонансным оказался вопрос: где в итоге пройдет митинг? Оппозиционеры хотели провести его непосредственно возле стен облгосадминистрации на Октябрьской площади, но местная власть на это место уже запланировала 31 мая удобное для нее праздничное мероприятие, посвященное Международному дню защиты детей. Оппозиция решила устроить митинг у памятника Тарасу Шевченко, недалеко от здания облгосадминистрации. Но проблема в большей мере была не в месте проведения митинга, а во времени. Пятница, 16:00 — заранее было проигрышным вариантом. Конец рабочего дня и недели, все устали и возвращаются домой, жара...

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД

Как бы там ни было, в некоторой мере оппозиция все-таки проявила силу воли, приехав с протестным маршем в Донбасс. Но одно дело выступать перед целевой аудиторией в лице своих партийных активистов и тех, кто с ними сотрудничает, а другое дело идти в народ, к людям из разных социальных групп, к тем, кто тебя не поддерживает, стараясь установить с ними общий язык и по-человечески объяснять им свои идеи и предложения. Однако оппозиционные структуры не проявляют большого интереса к таким коммуникациям с населением региона. Правда, Яценюк после митинга пошел гулять по центру Донецка, раздавая автографы и фотографируясь с местными жителями. Но это не заменит специального общения с шахтерами, металлургами, студентами и теми же ветеранами, учителями и врачами.

Например, Левко Лукьяненко в беседе с автором этих строк рассказал, как он в конце 1980-х и начале 1990-х приезжал в Донбасс, разговаривал с шахтерами и металлургами. Тогда ситуация, конечно, была немного другая. Шла волна демократизации, и у Лукьяненко получалось договариваться с директорами промышленных предприятий региона о встречах с трудовыми коллективами, чтобы обсудить насущные социально-политические проблемы страны. Сейчас, по вполне понятным причинам, договариваться о таких мероприятиях с руководителями шахт и заводов Донбасса намного сложнее. Но Левко Григорьевич советует нынешним оппозиционерам обращаться с подобными просьбами к директорам предприятий в письменном виде, поскольку «начальство боится документации». «От оппозиции нужно требовать проведения встреч с рабочими Донбасса, — отмечает Лукьяненко. — И здесь нужен боевой дух, потому что бесхребетная позиция ничего не принесет».

С другой стороны, нет никаких гарантий, что успешная работа сегодняшней украинской оппозиции с широкими социальными кругами донецкого региона обязательно принесет в итоге что-то полезное самим жителям Донбасса и Украины в целом. Поэтому на современную электоральную карту страны следует смотреть не с точки зрения личных симпатий и антипатий, а пытаться видеть за деревьями лес. Лес под названием «украинское общество», жизнедеятельность которого поддерживается множеством факторов, в том числе и тех, которые нам могут быть совсем не по душе.

Евгений СТРАТИЕВСКИЙ, политолог, журналист, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ