Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приглашение к диалогу

Украина глазами посла Ватикана
20 сентября, 2004 - 19:54

Недавно в Украине вышла книга «Святой престол и Украина», написанная архиепископом Николой Этеровичем, который в 1999 — 2004 годах был Апостольским нунцием —послом государства Ватикан в Украине. Сегодня автор этой книги работает в Ватикане на высокой должности, имеет дело с католической иерархией всего мира и вряд ли будет частым гостем Украины. Тем более показательно, что книга издана на украинском языке, для украинского читателя, чье отношение к своей миссии, очевидно, небезразлично автору. Как неравнодушен он и к религиозной ситуации в Украине, которой, собственно, и посвящена книга «Святой престол и Украина».

Книга «Святой престол и Украина» помогает читателю составить представление о деятельности Католической церкви и Святого престола — как о внутренней (отношения между Церковью Рима и Поместными католическими церквями), так и внешней — об отношениях с государствами мира и другими религиозными конфессиями. Однако главное содержание книги — это проблемы религиозной жизни в Украине, как ее увидел архиепископ Никола Этерович. Автор с удовлетворением констатирует, что отношения между Святым престолом и Украиной развиваются успешно. Римская кафедра признает фактическое существование в Украине религиозной свободы, однако так же, как представители других церквей и конфессий, считает, что в существующий в Украине закон о свободе совести и религиозных организациях необходимо внести изменения. В частности, в части предоставления церквям и религиозным учреждениям прав юридического лица (этот вопрос регулярно освещается на страницах газеты «День»).

Книга содержит также немало важных сведений о Католической церкви в целом и о Католической церкви в Украине в частности. Один из самых интересных и актуальных разделов — «Экуменический диалог», посвященный преимущественно диалогу между Католической церковью и Православием.

Экуменический диалог между разными христианскими церквями (православными, протестантами разных конфессий и католиками) является одной из важнейших сфер деятельности Католической церкви. Папа Римский Иоанн Павел II постоянно напоминает людям слова Иисуса Христа на Тайной вечере: «Чтобы все были одно, как ты, Отче, во мне, а я в тебе, чтобы они были в нас объединены». И хотя есть много преград на пути к единению, Иоанн Павел II уверен, что «вера в возможность достичь в истории полного и видимого сопричастия всех христиан опирается не на наши силы, а на молитву Иисуса». Ради развития христианского диалога Папа Римский предпринимает множество беспрецедентных мер. Как известно, он посетил несколько православных стран, встречался с патриархами или предстоятелями Румынской, Грузинской, Греческой, Антиохийской церквей, неоднократно встречался с Вселенским православным патриархом Варфоломеем I. Был также гостем православной святыни — монастыря св. Екатерины на горе Синай. Папа Римский также часто принимает представителей христианских и нехристианских религий в Ватикане.

В разделе «Религиозная ситуация в Украине» автор напоминает, что Украина по своему географическому положению открыта влияниям, идущим как с Востока, так и с Запада, и может быть мостом между этими частями света. Об этом свидетельствуют художественное самовыражение народа, его литература, живопись, архитектура. А особенно богат мир икон — удивительное поэтическое проявление украинской национальной идентичности: «Иконы всегда были выражением религиозного и художественного гения украинского народа. В них ощущается как дыхание Византии, так и влияние Европейского Запада. Украинские иконы давно заслуживают того, чтобы их лучше узнали не только в Украине, но и за ее пределами». И автор весьма гордится тем вкладом, который сделала Католическая церковь в Украине в дело сохранения икон.

Открытость разным веяниям проявляется также в религиозной жизни граждан Украины. Ведь хотя большинство граждан считают себя православными, во всяком случае с социальной и культурной точек зрения, в стране нормально существуют другие христианские сообщества. Здесь насчитывается 6 миллионов католиков, из них 5 миллионов — византийской традиции (греко-католики) и 1 миллион — латинской (римо-католики). По мнению архиепископа Николы Этеровича, эти две традиции глубоко укоренены в Украине. Греко-католики с полным правом считают, что их корни уходят во времена Крещения Киевской Руси; а что касается католического сообщества, то митрополитский центр католиков латинского обряда существовал на территории современной Украины еще с ХIV в. Этерович напомнил читателям, что представители Киевской митрополии принимали участие в католически-православных Лионском (1274) и Флорентийском (1439 — 1445) Соборах, которые искали пути к восстановлению христианского единства. В этом же свете некоторые историки рассматривают и Берестейскую унию.

Католики, как пишет архиепископ Этерович, питают большое уважение к Православной церкви, которая сохранила апостольское предание, почитает те же Святые Таинства, святых и в первую очередь деву Марию. Фактически у католиков и православных одна вера. Автор приводит мнение известного русского православного философа Сергея Аверинцева, который сказал, что между этими церквями существует больше культурных, чем доктринальных различий. Неудивительно, что Католическая церковь поддерживает православие как духовно, так и экономически. В последние годы только католическая организация «Церковь в беде» выделила десятки миллионов долларов Православным церквям, в том числе 12 миллионов — Русской православной церкви. Однако это, как и другие дружеские жесты Ватикана, не очень влияет на улучшение отношений. Автор книги «Святой престол и Украина» деликатно намекает на «полемические и несоответствующие высказывания» со стороны Московской патриархии в адрес как Католической церкви, так и Римского папы. Архиепископ Этерович утверждает, что Католическая церковь никогда не открывает полемику по поводу этих «высказываний» — чтобы не оскорбить чувства православных.

Существуют трудности и в отношениях между Католической церковью и УПЦ (МП). Чтобы их устранить, нужно совместно решать и четко формулировать многие сложные понятия, такие, например, как «каноническая территория», «прозелитизм», «религиозная свобода» (право каждого выбирать себе конфессию и церковь), которые по-разному трактуются православными и западными церквями. Крайне необходимо также, чтобы РПЦ и УПЦ в ее составе признали Украинскую греко-католическую церковь, которая существует на территории Украины уже более 400 лет и является — по всем требованиям — канонической. Решение упомянутых проблем десятилетиями откладывается, тормозится. По этому поводу архиепископ Этерович считает: «...Нужно добавить еще одну характеристику, крайне необходимую для экуменического диалога, — правильное понимание исторически сложившейся ситуации, осознание ее таковой, какой она на самом деле есть».

Католическая церковь сожалеет, что в украинском православном мире произошел раскол (сейчас здесь есть три крупных и 14 малых Православных церквей); однако она в эти дела не вмешивается. По словам автора «Святой престол и Украина», «нам было бы легче вести диалог с объединенной Православной церковью… Уверен, что если бы не было вмешательства извне, этот православный раскол можно было бы преодолеть, поскольку он не вызван какими-то глубокими догматическими разногласиями. Восстановление единства Украинской православной церкви имело бы позитивные последствия для православно- католического диалога в целом».

Тем не менее существуют сферы, где католики и православные должны сотрудничать и уже сегодня это делают. Прежде всего в социальной сфере — вместе работают для общества и наиболее бедных его членов. Католические благотворительные ассоциации, в первую очередь «Каритас», предоставляют помощь всем, независимо от религиозной принадлежности. Участились случаи, когда верующие участвуют в строительстве церкви для другой религиозной конфессии: католики делают свой вклад в строительство храмов для православных и наоборот. Так, знаменитый иконостас восстановленного Успенского собора Киево-Печерской лавры выполнили львовские мастера, среди которых было немало греко-католиков. Есть немало христиан, которые обязуются не дискредитировать своих братьев-христиан другой конфессии, особенно через СМИ. «Это тот самый жизненный экуменизм, который может принести немало добра Церкви и Украине. Такой диалог происходит чаще всего между верующими, а иногда и между священниками обеих церквей. Хотелось бы пожелать, чтобы этот диалог шел и на уровне иерархов. Ведь нет сомнений в том, что большинство населения Украины желает сближения между христианами. Показательным знаком является то, как сердечно принимало римского папу большинство населения Украины».

Архиепископ Никола Этерович особо останавливается в своей книге на проблемах воспитания и обучения и рассказывает, в частности, о системе образования Католической церкви. Оказывается, что после падения Римской империи и начиная с пятого века в Западной церкви уже существовали приходские и епархиальные школы. В 1597 году в Риме была создана начальная школа для молодежи. Это была первая школа в Европе, где обучение было бесплатным, школа для бедных. А старейшее дипломатическое учебное заведение мира — это Папская Церковная академия, основанная в 1701 году. Сегодня количество учащихся в католических учебных заведениях превышает 46 миллионов; в 1100 католических университетах учится более 2 млн. студентов. При этом католики составляют только 1/6 от общего количества учеников и студентов.

Книга «Святой престол и Украина» свидетельствует, как много внимания и времени уделял Апостольский нунций знакомству с Украиной; очевидно, что это было не только его долгом, но и проявлением любознательного исследовательского характера человека, искренним интересом к стране и народу, среди которого он жил. Путешествия по стране убедили Апостольского нунция в том, что в Украине существует и всегда существовало реальное сосуществование представителей разных вероисповеданий: «Во многих городах я видел рядом с православными храмами церкви католические, протестантские и синагоги, что является безусловным доказательством толерантности. Так, в городе Остроге в период его культурного расцвета (ХVI в.) рядом проживали православные, католики, протестанты, иудеи и мусульмане-татары. И у всех верующих были свои храмы. Более того, между ними было определенное сотрудничество, особенно в научной сфере». В целом, книга «Святой престол и Украина» — это книга, написанная Другом.

Клара ГУДЗИК «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ