СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
Еженедельник «Політика і культура» поместил в номере, который календарно совпал с 10-летием государственной Независимости, остроумную карту Украины, на которой ее самый западный регион обозначен названием «Всепроникаючі Барви Закарпаття». Для всех заинтересованных проблемами жизни украинской провинции такое название не требовало, а вернее, не нуждалось до последнего времени в каких-либо комментариях. Для остальных же читателей, по-видимому, стоит-таки дать некоторые объяснения.
Немногим более двух лет Закарпатскую область возглавлял Виктор Балога. До того, как стать губернатором, он занимал должность мэра Мукачева (второго по численности населения и значению города области), а еще перед этим руководил коммерческой фирмой «Барва». В принципе, до времени, когда шеф и один из учредителей данной фирмы В. Балога не находился на властных должностях, ничем особым она не выделялась. Разве что слухами об очень сомнительном происхождении стартового капитала и заботливом «прикрытии» со стороны не очень легальной среды. Но после избрания В. Балоги мукачевским городским головой хватило года для того, чтобы многочисленные дочерние подразделения «Барви» с удивительной легкостью проникли и взяли под жесткий контроль все наиболее прибыльные сферы жизнедеятельности города.
Еще меньше времени понадобилось для распространения влияния «Барв» на всю область. Конечно, этот молниеносный процесс опять же удивительным образом начался с тех пор, как В. Балога сел в губернаторское кресло. Все заезжие и неприближенные к губернатору местные бизнесмены встали перед фактом: оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами, продуктами питания, акцизными товарами и многие другие виды хозяйственной деятельности стали сферой «исключительных интересов» мукачевской «Барви». Но это, так сказать, полбеды. Неоднократно в неподконтрольных губернатору местных СМИ начали появляться известия о том, что по делу процветания данной фирмы не последнюю роль играют адресованные в «нужном направлении» немалые потоки бюджетных средств региона.
К подобному роду публикаций и в Киеве и в самом Закарпатье сначала мало кто прислушивался. Виртуозным жонглированием отдельных показателей губернаторская команда В.Балоги на определенный период сумела убедить всех, что область по темпам экономического роста и результативностью разрешения наболевших социальных проблем стала едва ли не передовым локомотивом всей Украины. Более того, мастерски выписанный образ «молодых реформаторов» регионального масштаба на удивление удачно сочетался с рекламой дружеских отношений В.Балоги с главным правительственным «реформатором» Виктором Ющенко. Причем последний, судя по всему, также не скрывал именно такого рода отношений и во время своих поездок в Закарпатье не скупился на публичные похвалы «инициативного и способного губернатора».
Оставив в начале июня этого года губернаторский пост, В.Балога провел хорошо продуманную пиаровскую акцию и мотивировал свой отход политической солидарностью с отставкой В.Ющенко. Наряду с этим уже вчерашний областной руководитель через контролируемую прессу в очередной раз обнародовал свои «выдающиеся» социально-экономические достижения и «небывалый» прогресс региона. Но действительное состояние дел вышло на поверхность уж слишком быстро. Понемногу выяснилось, что область авансом использовала значительные объемы государственных субвенций и дотаций, еще и наделав при этом огромные ведомственные и банковские долги. Что реальная задолженность по социальным выплатам несравненно больше декларативной. Что по большинству основных показателей область оказалась на последних местах в государстве. И вообще, наконец, всплыли на поверхность специфические моменты деятельности бывшего областного руководства. Которые как раз и связаны с выплатой задолженности по зарплатам, деятельностью приближенных к губернатору коммерческих структур, нецелевым использованием бюджетных средств.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
События, о которых пойдет речь ниже, переносят нас в позапрошлый 1999 год, когда, как известно, руководством государства принимались всевозможные меры, направленные на ликвидацию задолженности по выплатам зарплат и пенсий. 11 мая 1999 года Президент Украины подписывает Указ «О дополнительных мерах по погашению задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги», который предусматривал механизм покрытия задолженности работникам бюджетных учреждений (конечно, на добровольных началах и на основании письменных заявлений) в счет погашения сумм, не оплаченных последними за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и газ. На момент подписания данного указа в Закарпатье только что вступил в должность назначенный губернатор В.Балога.
Уже 17 мая 1999 года со ссылкой на упомянутый выше Указ Президента тогдашний руководитель Закарпатской области подписывает распоряжение №211 «Об обеспечении ликвидации задолженности по социальным выплатам». В общем, данное распоряжение не вызвало бы никаких сомнений, если бы в нем не фигурировала одна принципиальная «новация», о которой не было даже намека в президентском документе. Суть ее сводилась к тому, что вопреки положениям указа Президента, закарпатский губернатор санкционировал погашение задолженности по зарплатам бюджетникам «за счет продукции предприятий и организаций» области и других регионов Украины. Зачем и в чьих интересах понадобилось внедрять такой невинный (на первый взгляд) механизм ликвидации бюджетных долгов в пределах отдельно взятого региона? Что побуждало должностных лиц к, так сказать, свободному толкованию президентского указа?
ЗАРПЛАТА С ЗАПАХОМ БЕНЗИНА
Для проведения взаиморасчетов по задолженности бюджетных учреждений Государственное Казначейство Украины выдало финуправлению Закарпатской облгосадминистрации переводные векселя на общую сумму 22 млн. 631 тыс. 794 грн. Данные векселя через финотделы райгосадминистраций были переданы соответствующим отделам образования, культуры и центральным районным больницам области. Передача осуществлялась в 8 этапов суммами в 1-2 млн. (только дважды суммы составляли соответственно 5,3 и 7 млн. грн.) и охватила период с 28 мая по 16 декабря 1999 года. Таким образом, движение векселей на отмеченной стадии не содержало в себе никаких нарушений. Однако на следующем этапе начали происходить вещи несколько иного порядка.
30 июня 1999 года вряд ли без ведома губернатора В.Балоги, в облгосадминистрацию пригласили всех руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений. Причем пригласили прямо с печатями и бланками. Зачем? Ситуацию здесь же прояснил тогдашний первый губернаторский заместитель по финансовым вопросам И.Криль ( показательное стечение обстоятельств: перед назначением на эту должность И. Криль работал на фирме «Барва» заместителем В.Балоги по финансовым вопросам). Именно он дает присутствующим недвусмысленное указание — прямо здесь, в зале, подписать акты передачи всех (!) векселей одной единственной (!) структуре, а именно ООО «Торговий дім «Закарпаття» (г. Мукачево). Перед тем, как углубиться в суть этой операции, следует заметить, что среди инициаторов учреждения торгового дома «Закарпаття» был не кто иной, как В.Балога, который работал тогда еще мэром Мукачева.
Берем на себя смелость допустить, что руководителей бюджетных учреждений образования, культуры и здравоохранения области, по-видимому, удивило даже не столько требование о безапелляционной передаче всех векселей (да еще и на такую кругленький сумму) одной фирме, как то, с какой целью их обязывали это сделать. Оказалось, что векселя предназначаются для оплаты за… горюче-смазочные материалы (?!), которые почему-то должны быть приобретены именно в ООО «Торговий дім «Закарпаття». Какое отношение имеют бензин или солярка к заработной плате бюджетников? Такой вопрос скорее всего возник и у озадаченных руководителей учреждений. Однако развязка этой дилеммы оказалась еще более неожиданной. Не откладывая дело в «долгий ящик», руководители бюджетных учреждений по следующему указанию здесь же подписали и заверили печатями договоры продажи только что купленных горюче- смазочных материалов тому же таки торговому дому «Закарпаття»!
БИЗНЕС ИЗ ВОЗДУХА
30 июня 1999 года можно было с полным правом объявить днем «финансовых чудес» Закарпатья. Именно «чудес», поскольку по-другому назвать факт, когда в одном месте и на протяжении одного дня более 22,6 млн. государственных денег сначала попали в виде векселей из райфинотделов в районные бюджетные учреждения, потом стали предметом расчета последних за приобретенный неизвестно зачем у одной единственной коммерческой структуры бензин, который, в свою очередь, здесь же был продан по той же цене той же коммерческой структуре, язык не поворачивается. Кстати, на каких условиях продан! С трехмесячной рассрочкой оплаты!
Но на этом все чудеса того дня не заканчиваются. После проведенных позднеее проверок финансово-хозяйственной деятельности торгового дома «Закарпаття», стало известно, что отмеченного в соглашениях купли-продажи количества горюче-смазочных материалов у него на момент их подписания просто не было. Проще говоря, финансовые векселя были обменены на «воздух», который в документах фигурировал как горюче- смазочные материалы, а потом еще и стал объектом двойной купли-продажи. Трудно поверить, что не только в присутствии, но и с ведома и при прямом содействии высоких должностных лиц облгосадминистрации могла состояться такая авантюрная афера.
А впрочем, идем далее. После описанного документального оформления ООО «Торговий дім «Закарпаття» за четыре приема ( с 30 июня по 16 декабря 1999 года) полностью получил в свое распоряжение векселя на сумму 22,6 млн. грн. В свою очередь, он передал их нескольким другим коммерческим структурам Украины. С какой целью? Для того, чтобы наконец-таки приобрести горюче-смазочные материалы, которые уже месяц значились в соглашениях с бюджетными учреждениями Закарпатья, как проданные им и от них же выкупленные! Получателями векселей от торгового дома «Закарпаття» стали АО «Торговий дім «Укрнафта-Київ» (с этой структурой подписан первый договор поставки нефтепродуктов аж 2 августа 1999 г.), ООО «Україна-Нафта-Сервіс» (г. Киев), а также ООО «Днепр-Юг» (г. Херсон). Названные фирмы выгодно использовали векселя для безналичного погашения своей задолженности перед бюджетом по уплате НДС. А тем временем в самом Закарпатье начатая руководством области замысловатая бензиновая цепочка стала обрастать все новыми и новыми звеньями.
Как будто по случайному стечению обстоятельств еще в мае 1999 года торговый дом «Закарпаття» заключает два соглашения (сначала об ответственном хранении, а потом и о поставке горюче- смазочных материалов) с некоей мукачевской фирмой «Октан-М». Вот здесь все начинает проясняться и становиться на свои места. Дело в том, что данная фирма неформально входит в состав концерна «Барва», а ее директором значится не кто иной, как родной брат губернатора — Иван Балога. Как показали последующие события, названные соглашения с торговым домом «Закарпаття» оказались обычной ширмой. На самом же деле горюче-смазочные материалы шли в обратном направлении. Весь объем нефтепродуктов, полученных торговым домом «Закарпаття» в обмен на переводные векселя реально поступал в адрес ООО «Октан-М» и реализовывался данной коммерческой структурой за «живые» деньги через сеть собственных АЗС.
Не следует, по-видимому, дополнительно растолковывать всю выгоду такой схемы для семейной губернаторской фирмы. Мало того, что она получила возможность, не вкладывая ни одной своей копейки, получить под реализацию высоколиквидный товар стоимостью 22,6 млн. грн. и заработать на этом немалые деньги. Расчеты за полученное и реализованное горючее проводились фирмой «Октан-М» в довольно произвольном режиме! А это опять же новые прибыли за счет «прокручивания» свободных (и что самое главное, не своих, — государственных !) средств.
Следует отметить, что «отмывание» бюджетных денег по данной схеме растянулось во времени более чем на год (т.е. с августа 1999 по сентябрь 2000 г.). Размеры нанесенных государству убытков пока что не подсчитаны. Однако уже ныне доказано, что фактическое, а не номинальное, декларированное бывшим областным руководством, погашение задолженности по зарплатам бюджетникам в Закарпатье за 1999 год завершилось только летом 2000 года.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНВЕРТАЦИЯ
Ныне В.Балога пробует заинтриговать всех своими планами на результативное возвращение в политическую жизнь области. По поводу или без него демонстрирует свою постоянную приближенность к опальному экс-премьеру Ющенко. Даже на Говерлу с ним поднялся, чтобы показать свою причастность к объявлению будущего избирательного блока как «последней надежды Украины». А между тем в регионе проходит активный слух, что именно бизнес- структуры В.Балоги, объединенные под вывеской мукачевской «Барвы», станут главной организационно-финансовой базой в Закарпатье для ющенковского блока (если таковой состоится) на парламентских выборах 2002 года.
Если эта информация отвечает действительности и получит свое практическое подтверждение, непременно встанут проблемы морально-этического плана. Ведь возникнет довольно дискомфортная раздвоенность между декларациями и реальными действиями претенциозного политического новообразования. Даже при всем артистизме и гипнотизирующем имидже Ющенко как «последовательного реформатора», сторонника «прозрачной экономики и публичной демократии», будет очень сложно объяснить, почему предвыборная кампания в регионе возглавляемого им блока проходит на средства, отмытые вследствие несвоевременной выплаты кровно заработанной этими же «малыми украинцами» заработной платы.
В заключение стоит напомнить, что в мае текущего года в одной из закарпатских газет были напечатаны документальные материалы (от распорядительных документов губернатора до копий товарных накладных и доверенностей), которые убедительно удостоверяют, что в 1999 году по личному письменному поручению В.Балоги фирма «Барви» без каких-либо обоснований и признаков оплаты получила 320 тонн сахара (по тогдашним ценам это по меньшей мере 700 тыс. грн.), который поступил в регион как гуманитарная помощь пострадавшим от наводнения закарпатцам. До сегодняшнего дня не прозвучало никакого опровержения на предмет того, что гуманитарный сахар был вызывающе присвоен приближенной к губернатору фирмой. Между тем общественности края продолжают навязывать версии, что, мол, бывший губернатор лишился должности вследствие «политической мести олигархов». Что на это можно сказать? Странная все-таки сложилась в Украине традиция. Если человек украл гривню, то все считают его просто вором. Если же кто-то украл у государства миллион, то при первой же попытке привлечь его к ответственности слышим в ответ крики о «политическом преследовании» или «политическом заказе». И все, по-видимому, было бы не так плохо, если бы не находилось немало таких, которые в это верят.