Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Профсоюзы требуют сдержать слово

23 июля, 2007 - 19:49

На фоне предвыборной кампании, начинающейся в Украине, на людей хлынули обещания о будущем улучшении социальных гарантий, условий труда, поднятии заработной платы. Обещают политические партии, обещает правительство, обещает Президент.

Так, к примеру, всем известна инициатива Президента Виктора Ющенко о том, чтобы минимальная зарплата с 1 января следующего года составила не менее 500 гривен. В то же время, со стороны правительства также была инициатива, чтобы до конца года уровень минимальной зарплаты достиг 90- 92% от прожиточного минимума, что означает приблизительно то же самое — поднятие минимальной зарплаты до 490— 532 гривен. Была со стороны Президента инициатива провести второй этап реформы единой тарифной сетки, в результате чего госслужащие должны были бы получить повышение зарплаты на 40%. Так же и правительство предложило повысить до конца года зарплату госслужащим на 35%. При рождении ребенка Президент предлагает делать выплату 15 тысяч гривен. Со своей стороны правительство выступило с инициативой при рождении третьего ребенка давать беспроцентный кредит на покупку жилья, а при рождении четвертого ребенка — обеспечить бесплатно семью жильем в расчете 17 квадратных метров на человека. Список инициатив можно продолжить.

Все эти инициативы мы приветствуем — профсоюзы поддерживают любые начинания со стороны Президента, правительства, политических сил, способные улучшить положение работающего населения.

Но сейчас основной вопрос заключается в том, собираются ли на самом деле государственные мужи делать заявленное, это, случайно, не пиар ли — то есть своего рода предвыборный шантаж. Люди уже не могут разобраться, насколько правдивы слова политиков, будут ли их обещания выполнены или нет. Фактически политики говорят так: если вы за нас проголосуете, то мы сделаем все, что вы пожелаете. Создается впечатление, что все, чего они добиваются, — это возможности сказать: это именно я поднял зарплату, пенсию, и тому подобное; это именно я, и больше никто, помог вам. При этом власть имущие как будто забывают, что они только распределяют бюджет — средства, заработанные населением. И распределять бюджет справедливо — их самый первый долг перед народом, за это их люди содержат.

А поэтому хотелось бы проанализировать озвученные обещания на предмет их правдивости.

Есть ли, скажите, у Президента соответствующие механизмы, рычаги, чтобы реализовать именно такие социальные инициативы? Я бы сказал, что нет. Потому что сегодня, согласно Конституции, в соответствии с действующим распределением полномочий, глава государства фактически лишен возможности инициировать и реализовать свою экономическую и социальную программу. Он может только апеллировать к Верховной Раде, правительству, общественности, предлагая те или иные социальные инициативы. Упомянутые механизмы есть у правительства.

В социальных инициативах представители власти должны опираться на реальное состояние экономики, и я думаю, что оно у нас сегодня таково, что действительно позволяет говорить о повышении прожиточных стандартов.

Чтобы наполнить содержанием все социальные инициативы, прозвучавшие со стороны политических партий, правительства, Президента, следует, в первую очередь, принять соответствующие законы. То есть мы должны создать законодательную базу для реализации имеющихся в наличии инициатив, чтобы не вышло опять так, что во время выборов даются обещания, а после выборов говорится, что экономическое состояние не позволяет выполнить обещанное, а позволяет осуществить только значительно более скромные задачи.

Ради того, чтобы социальные инициативы политиков наполнились реальным содержанием, Национальный форум профсоюзов вместе с Федерацией профсоюзов Украины и Национальной конфедерацией профсоюзов Украины передает Президенту, правительству и парламенту свои законодательные предложения. Мы, в частности, предлагаем:

— Немедленно принять Трудовой кодекс, Закон «О социальном диалоге», Закон «О едином социальном взносе», в которых, в первую очередь, должны быть четко закреплены права и социальные гарантии человека наемного труда. Принятие этих законов даст возможность реально в правовом поле защищать людей труда, а также поднять социальную планку, обеспечив ее уровень на основании государственных гарантий, а не на основании «доброго слова» политиков.

— Изменить форму управления фондами социального страхования. Ежегодно за счет ручного управления этими фондами значительная часть их средств разворовывается, используется неэффективно или не по назначению. Изменить ситуацию можно путем объединения трех фондов в единый за счет изменения формы правления и ведения единого электронного реестра плательщиков. О том, что значительная сумма средств фондов используется нерационально и не по назначению, свидетельствуют по крайней мере такие цифры: на содержание аппарата трех социальных фондов ежегодно расходуется миллиард гривен! В бюджете фонда по безработице есть статьи, однозначно позволяющие создание коррупционных схем: трудоустройство безработных путем предоставления дотаций работодателям — 307 миллионов гривен, одноразовая выплата помощи по безработице для занятия предпринимательской деятельностью — 96 миллионов гривен, организация общественных работ для безработных — 77 миллионов гривен, создание условий приема и предоставление социальных услуг рабочими органами исполнительной дирекции фонда — 105 миллионов гривен, и тому подобное. В 2007 году 22% фонда страхования по временной потере работоспособности пошло на оздоровительные мероприятия. Из них 5% (свыше 50 миллионов гривен) уходит на страхование путевок. Откуда взялась такая форма страхования? Что именно страхуется? Как выбирается страховая компания? Все это неизвестно. Но тем не менее, ежегодно сумма средств на страхование путевок растет.

— В-третьих, продолжить и ускорить процесс ввода единой тарифной сетки, сделать ее сквозной для всех категорий работающих.

— В-четвертых, внести изменения в закон об оплате труда, предусматривающие установление расходов на зарплату на уровне не менее 25% от себестоимости произведенной продукции или предоставленной услуги. В Европе фонды заработной платы составляют 40—70% производственных затрат, поэтому мы ставим перед собой задачу достичь таких стандартов: на ближайшее время — 25% зарплаты в производственных затратах, а в течение следующих пяти лет — до 40%.

— В-пятых, предусмотреть в законодательстве гарантии пенсионного обеспечения для субъектов предпринимательской деятельности и «отходников». Граждане Украины, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности, а также работающие за границей (даже нелегально), должны иметь государственные гарантии относительно своего пенсионного обеспечения. Сегодня, наиболее активные граждане Украины — субъекты предпринимательской деятельности (около шести миллионов граждан) и «отходники», не ждущие благодеяний от государства, а сами зарабатывающие деньги для обеспечения себя и своей семьи и при этом платящие налоги, фактически остаются выброшенными государством на обочину. Действующее законодательство не предусматривает для них никаких социальных гарантий, в том числе абсолютно замалчивает вопрос обеспечения их пенсиями. Между тем, «отходники» ежегодно пересылают в Украину и оставляют в ее экономике 10—20 миллиардов долл аров. Такая ситуация крайне несправедлива. Поэтому профсоюзы инициируют внесение изменений в пенсионное законодательство относительно установления системы добровольных взносов субъектов предпринимательс кой деятельности и «отходников» в государственный Пенсионный фонд.

Мирослав ЯКИБЧУК, глава Национального форума профсоюзов Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ