Бесспорно, что празднование 1020-летия крещения Киевской Руси стало крупным событием в жизни государства. Отличалось от празднования 1988 года нынешнее тем, что хозяином его по праву стал древний Киев, откуда христианство стало распространяться далеко на север и на восток. И если бы не исторические обстоятельства, вероломная захватническая политика Петра I, которому удалось «перекупить» Украинскую церковь в пришедшем в упадок Константинополе и подчинить ее Москве, а после того в собственной имперской политике, Киев уже бы давно имел поместную православную церковь. И кто знает, какая бы роль тогда отводилась Москве. Но случилось так, что Украина попала под духовное порабощение северного соседа более, чем на три века, и сейчас никак не может вырваться из-под его воздействия.
Эксперты «Дня» подвели итоги недавнего празднования 1020-летия крещения Киевской Руси (материал опубликован 2 августа этого года) и его читатели имеют возможность ознакомиться с широким спектром авторитетных мыслей о том, какими являются перспективы создания единой Украинской православной церкви, какие препятствия еще будут появляться на этом пути, как должны действовать в этой ситуации политики, церковные иерархи, общество, чтобы дойти до взаимопонимания и решить, наконец, наболевшую проблему, которая имеет огромный смысл для дальнейшей жизни как самой церкви, так и государства. Мне бы хотелось процитировать, по моему, наиболее аргументированные и убедительные выводы из важного состоявшегося события, высказанные экспертами чтобы еще раз привлечь внимание к этой архиважной теме.
Леонид Кравчук, председатель Организационного комитета по празднованию 1020-летия крещения Руси: «... Мое мнение состоит в том, что такое состояние, как сегодня, с православными церквями в Украине не может оставаться долго. Потому что почти половина верующих (Киевский патриархат) не могут пребывать вне общения с мировым православием. Они не принадлежат к тем, кто входит в каноническую церковь. И я как человек не могу им ответить, почему верующие, посещающие Владимирский собор, не вписываются или на порядок ниже тех верующих, что ходят в Киево-Печерскую лавру? Все перед Богом равны, поэтому мое мнение такое: объединение должно произойти, это неминуемо. А власть и церковь должны действовать в рамках Конституции Украины и канонов церкви во имя интересов Украины, верующих, православных в нашем государстве».
Юрий Щербак, писатель: «Позитивным следствием создания единой УПЦ будет преодоление религиозной шизофрении (раздвоения) сознания украинцев, возврат исторического достоинства христианскому Киеву, независимости от тех, кто происками и силой вывели православие Руси-Украины из религиозно- правового поля Византии и продолжают свою завоевательно-оккупационную политику сегодня.
Московским попам, прежде чем обвинять Киев в «политизации» религиозного вопроса, нужно посмотреть на самих себя: сегодня РПЦ преобразована в своеобразный отдел ЦК КПСС по идеологии, которая обслуживает политические цели Кремля, вмешиваясь во внутренние дела независимых государств. Политика сращивания церкви с государством не приведет ни к чему хорошему — только к отторжению от православия миллионов верующих».
Клара Гудзик, «День»: «Но если смотреть более реалистично, то визит Вселенского патриарха оказался, безусловно, достаточно выгодным для нас и невыгодным для Московской патриархии и Московского правительства. Самое главное заключается в том, что создан прецедент — с этого времени связи между Киевом и Фанаром станут, безусловно, более тесными, а архимудрые стратеги Московской патриархии — более осторожными.
«Прохладный прием» патриарха Всея Руси Алексия II Президентом Украины Ющенко ошеломил всех. Что здесь можно предположить? Возможно, это было «наказание» за какие-то унижения со стороны патриарха, полученные Президентом Украины в Москве. Например, отказ Алексия расширить полномочия УПЦ МП и другое. Но факт остается фактом: Константинопольского патриарха встречали на наивысшем уровне, а Московского — нет. Такого Московская церковь не забывает веками. Не зря патриарх Алексий не хотел ехать в Украину, — после того, как выяснилось, что это будет не праздник «трех братских народов», а «только лишь» Киева, Украины».
Владимир Лесной, Симферополь: «Перспективы создания единой православной церкви в Украине в ближайшие годы являются весьма призрачными. На этом пути стоит несколько препятствий. Главное из них — это настойчивое стремление нынешнего российского руководства удержать Украину в сфере своего влияния. Российская власть имеет огромные рычаги влияния как на Русскую православную церковь в России, так и на значительную часть УПЦ МП. Русская православная церковь осуществляет прямое вмешательство в политические и церковные дела украинцев. Например, некоторые слишком агрессивные и злобные украинофобские издания (наподобие газеты «Русичи») указывают, что издаются с благословения московского патриарха Алексия. Значительным препятствием на пути к объединению и автокефалии украинских православных является так называемая восточно-христианская идентичность части украинского населения. Однако украинское руководство должно стремиться к созданию единой автокефальной украинской православной церкви. В большинстве стран, где поместные церкви получили ту или иную степень самостоятельности, политики играли в этом не последнюю роль. Но в условиях Украины это должна быть не кратковременная победная кампания, а длительная целеустремленная и системная работа — стимулирование, посредничество, предоставление помощи, разъяснение своей позиции. Тогда не будет никаких искусственных противоречий между западом и востоком Украины. Во всех трех украинских православных церквях есть много мудрых людей, способных решать важные проблемы».
Владимир Панченко, профессор НауКМА: «Препятствий на этом пути много. И имеют они не столько исторический характер, сколько политический. Известно, что РПЦ отнюдь не захочет терять такой крупный и важный кусок «канонической территории» (странное, кстати сказать, это сочетание, задевающее деликатный вопрос о территории другой страны!). Ведь много «дел небесных» вершится на земле. И речь идет, прежде всего, о влиянии, о финансах, о человеческом «ресурсе». В сохранении влияния РПЦ на УПЦ (то есть на украинских граждан!) заинтересовано, конечно же, и Российское государство. Недаром же МИД РФ так ревностно наблюдал за тем, как принимают в Киеве Московского патриарха! В России еще со времен Петра I и Феофана Прокоповича церковь всегда была важной опорой государства, поэтому все связано. К сожалению, иногда УПЦ МП в лице части своего духовенства позволяет себе вмешиваться в политику: особенно это чувствовалось в 2004 году, во время президентской кампании в Украине. Хочется верить, что это время уже ушло в прошлое».
P.S. Очень хорошо, что «День» так последовательно и всесторонне продолжает освещать актуальный вопрос о нынешнем положении в украинских церквях, о судьбоносном значении создания единой поместной православной церкви, роль которой в консолидации общества является довольно большой. Газета тем самым выполняет большую программу информирования широкой общественности о праздновании 1020-летия крещения Киевской Руси и его результатах. Поэтому в обществе еще длительное время будут проходить различные дискуссии по поводу этого празднования и ожиданий от него.