Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пропущенные шансы накрывают

Эксперт: «Противостояние Яценюка и Саакашвили — это война между разными олигархическими группами и их представителями в партии власти»
8 сентября, 2015 - 10:22
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Со времен Майдана прошло полтора года, а политики не устают давать обществу информационные продукты в обертках скандалов. Очевидное отсутствие реформ стало акцентом для взаимных обвинений, которые перешли границы конструктива. Пока верхушка борется, пытаясь в конечном итоге остаться при своих интересах и случайно не клюнуть друг другу в глаз. Возможно именно поэтому еще ни один из представителей Оппоблока, то есть реинкарнированной Партии регионов, не сел за решетку. Даже назначенные «козлы отпущения» имеют возможность принимать водные процедуры в центре Киева, правда не снимая соответствующий браслет.

Конец минувшей недели ознаменовался откровенным словесным нападением главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили на премьер-министра Арсения Яценюка. Основной повод — отсутствие реформ. Яценюк поспешил при этом анонсировать ликвидацию налоговой милиции и сокращение ДФС. Однако очевидно, что в обществе Арсений Яценюк, который имеет четкую ассоциацию с «Народным фронтом», уже давно утратил свой рейтинг, которому не помогают даже такие информационные посылы, как списание Западом долга в сумме 4 млрд долларов. Простой гражданин понимает, что если в последние месяцы его карман спасало лето, то с наступлением отопительного сезона семейный бюджет ожидает катастрофа. Катастрофа, которую не замылить пиар-ходами или яркими речами. Последнее уже год как знаменуется показательной театральностью и уходом от ответов на конкретные вопросы. Но так или иначе девальвированный в электоральном смысле «Народный фронт» веско представлен в парламенте и считаться с этой силой Президенту придется. При этом сама фракция «Народного фронта» не демонстрирует в Раде откровенных демаршей, оставаясь в коалиции. В свою очередь, сложность структуры существующей коалиции и самих фракций, где интересы явно базируются не на общей идеологии, оставляет поле для внутренних переформатирований.

Михаил Саакашвили в настоящий момент не является самостоятельной политической фигурой, несмотря на его президентское прошлое. Его имя абсолютно логично укладывается в принципы пиар-ходов нынешней власти, когда при существующем кризисе доверия к последней нужны мощные информационные вбросы. Действительно, назначение Саакашвили главой Одесщины совпало с годовщиной президентства Петра Порошенко и в известной мере отвлекло от болезненных вопросов к гаранту. Кроме того, пылкие заявления Саакашвили с декларацией на общественность с привлечением массовой поддержки СМИ борьбы с коррупцией стали не только громоотводом от критики в адрес Президента, но и на фоне неудач правительства поводом для формирования альтернативы Арсению Яценюку. А еще сама Одесса теперь имеет роль альтернативы тому же Крыму не только как курорту, но и по признакам реформ. Правда, относительно наличия последних на Одесщине возникают справедливые сомнения. Вместо системности реформ мы наблюдаем точечные удары. Это касается как Одессы, так и Украины в целом.

То есть критика Саакашвили Яценюка в данном случае выглядит однобоко. Не стоит ли почтенному гостю и экспресс-гражданину Украины (вспомним практику выдачи гражданства за одну ночь) начать с себя? Уже не в первый раз можно услышать, что приглашенные иностранные специалисты жалуются на неготовность власти к реформам. Но при этом остается вопрос, а что именно предлагают выписанные в основном почему-то именно из Грузии реформаторы? Критика отсутствия реформ так же, как и критика такого исконного явления, как коррупция в таком раскладе выглядит как карта, которую всегда можно достать из рукава в борьбе с оппонентом. Переход, в свою очередь, на личные обиды вообще доказывает, что вопрос здесь вовсе не в реформах или коррупции, а в той же точечной борьбе. Вовлечение же в круговерть конфликта фамилий таких олигархов, как Игорь Коломойский, в сторону которого прозвучали обвинения от губернатора Одесщины, дает повод в очередной раз осознать существование интересов и борьбы олигархата за влияние, где Коломойский стал в оппозицию не только к Президенту, но прежде всего к клану Кучмы — Пинчука. В конечном итоге отдельные персоналии в этих интригах используются, как торпеды для атак. Последняя роль для некоторых политиков, в особенности с их признанным или мнимым потенциалом доверия, выглядит унизительно.

Какова роль в этой истории Президента? Президент всех мирит, заявив: «Никакого личностного конфликта между премьером и Саакашвили не существует. Желание исправлять ситуацию есть и у премьер-министра, и у Михаила Саакашвили». Петр Порошенко, сила которого (БПП) в Раде показательно голосует по некоторым принципиальным вопросам в унисон даже из Опоблоком, в очередной раз выглядит арбитром, в то время как в обществе до сих пор актуальным остается запрос на то, когда за показательными ссорами, подковерными интригами и переделом власти и должностей наконец выкристаллизуется ясный вектор реформ. В конце концов, кто четко сформулирует, в чем эти реформы помимо выборочных увольнений отдельных чиновников должны заключаться? Воспользовалась ли власть картбланшем после Евромайдана, который дало ей общество и мир? Пока же пиар-формулы до сих пор рассматриваются спонсорами таких представлений как спасительные костыли при отсутствии политических идей и национальных стратегий. Не стоит забывать, что зрелища, которыми кормят народ после Майдана, имеют прочный привкус крови и голода. Последние два фактора являются достаточным условием для социального взрыва, который враг обязательно выдаст за гражданский конфликт.

КОММЕНТАРИЙ

«СААКАШВИЛИ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ ПОБЕДИТЬ, НО СТАТЬ РЕАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ ВЛИЯНИЯ ВЛАСТИ ОН НЕ СМОЖЕТ»

Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий НИСД:

— Мы видим, что сейчас формируется фактически что-то наподобие партии власти. Во времена Януковича партия власти была представлена централизованной Партией регионов, создававшейся на века. В данном случае партия власти более ситуативная и она на сегодняшний день состоит из тех, кто распределил между собой властный ресурс. Это Петр Порошенко и «Народный фронт», который представляет собой сложную комбинацию разных политиков и разных сил. К ним относится и Аваков, и Турчинов, и Яценюк, и Парубий, и другие персоналии. То есть «Народный фронт» тоже не является монолитным блоком и не весь поддерживает Яценюка. Возникла довольно сложная конструкция, но в принципе важно то, что вместе с «Блоком Петра Порошенко», то есть с ресурсом Президента, они сегодня являются партией власти. Эта конструкция на сегодняшний день пока что довольно крепкая, и говорить о ее расколе рано. Она пока только укрепляется, хотя в ней могут меняться приоритеты и старшинство, как это недавно происходило между БПП и «УДАРом». Это такой эволюционный процесс.

Что касается парламентской коалиции, то парадокс ситуации заключается в том, что в партию власти не входят политсила Юлии Тимошенко и до выхода из коалиции не входила РПЛ. Между этими двумя силами и партией власти существует пропасть, хотя «Батьківщина» еще остается в коалиции. Так же и «Самопоміч», так сказать, не совсем в доле распределения властного ресурса. Эти партии окончательно выйдут из коалиции в том случае, если станет понятно, какой будет следующая коалиция. На сегодняшний день наблюдается взаимный шантаж между этими силами. БПП показал, что он может сотрудничать с разнообразными группами наподобие «Відродження» и даже с «Опоблоком», то есть с политическими силами и отдельными депутатами вне коалиции. С другой стороны, РПЛ и «Самопоміч» продемонстрировали, что могут в любой момент подорвать коалицию, а значит, сделать нелегитимным правительство. Это баланс, который на сегодняшний день является конфликтным, и он исчезнет, если четко очертится новая коалиция — либо антипрезидентсткая, либо антипремьерская, либо так называемая широкая пропрезидентская коалиция.

Что касается скандала между Саакашвили и Яценюком, то чувствуется, что внутри реальной властной коалиции БПП и «Народного фронта» существуют внутренние противоречия. Эти противоречия заключаются не только в какой-то личной или институционной ревности, но и в том, что на эти два центра административного ресурса ориентируются разные олигархические группы, имеютщие серьезные экономические интересы. В данном случае очевидно, что четко очертилась ориентация группы Фирташа на большую поддержку Порошенко и большую критику Яценюка. В то же время, очертилась большая поддержка Яценюка и большая критика Порошенко со стороны Коломойского. Фирташ и Коломойский имеют между собой экономические противоречия, что дает дополнительную проекцию на политические дебаты. Что касается личности Михаила Саакашвили, то он оказался на острие этих процессов. Он явно принадлежит к партии Президента, к его команде. В его демаршах и всем этом скандале есть много разных составляющих. С одной стороны, это война между разными олигархическими группами и их визави в партии власти, а с другой стороны, есть амбиции Михаила Саакашвили, которого уже сегодня довольно серьезно сватают на пост премьер-министра. С потерей Яценюком рейтинга последнее вполне реально. Еще я склонен думать, что Саакашвили действительно искренне говорит — для решения многих вопросов существуют преграды не только бюрократические, но и коррупционные, и по распределению сфер влияния между теневыми центрами власти.

Шансов у Саакашвили немного, поскольку реально опереться в Украине на какой-то ресурс — человеческий, институционный, партийный, олигархический — у него нет. Он не сможет реально вмешаться в распределение сфер влияния и борьбу за власть. Но специфика его эмоциональной натуры и прирожденного политического игрока срабатывает на то, что он ввязывается в эту борьбу, не теряя бдительности и осторожности. Он идет ва-банк, делая ставку на конфликт, на публичное противостояние. При этом ему удается выигрывать, и это показывает история с тем, как он стал президентом Грузии. Так он поступал и в 2008 году в конфликте с Россией, так он ведет себя и сейчас. Думаю, что те, кто его приглашал в Украину, просчитывали такое его поведение. Поэтому ему могут дать возможность победить, то есть позволить какую-то символическую сатисфакцию. Но стать реальным влиятельным центром власти в стратегической перспективе Саакашвили не сможет.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ