Его Высокопреосвященство архиепископ Иван Юркович, Апостольский нунций в Украине — о межконфессиональном мире, международной политике Ватикана и Рождестве.
— Как известно, недавно Папа Римский Бенедикт XVI встречался в Стамбуле с Вселенским патриархом Варфоломием I и обсуждал с ним католическо-православные отношения. Было ли сказано что-то новое, до сих пор небывалое в этих переговорах? Какова перспектива дальнейшего общения на высшем уровне между Ватиканом и Фанаром — ввиду позиции РПЦ?
— В последние годы мы являемся свидетелями того, что практически каждый визит Папы встречает особый отклик общества. Особенно это проявлялось во время последних поездок Иоанна Павла II, который, невзирая на постепенное ухудшение здоровья, переносил такие путешествия с невероятным усилием, поражая всех своим мужеством. С выбором нового Папы сначала сложилось впечатление, что начинается новый стиль Понтификата, обусловленный его личностью и новыми приоритетами его служения. Однако прошло немногим более года с его избрания, и понтифик снова оказался в центре внимания СМИ. Его визит в Константинополь, сначала планировавшийся как преимущественно церковный визит к патриарху Варфоломию по случаю праздника св. Андрея Первозванного, быстро приобрел общественный характер, который в свою очередь превратил это путешествие в чрезвычайное событие.
Этим визитом Папа Бенедикт стремился отчетливо показать миру, насколько важно для него развитие экуменического диалога. Здесь речь идет о личном глубоком убеждении, свойственном всем понтификам последнего времени. У связей с Экуменическим патриархатом уже долгая история, и поэтому было естественным посетить именно патриарха Варфоломия.
Однако углубление единства между христианами — это движение, стремящееся охватить всех. Папа также не забывает об отношениях с другими Церквями. Внешние наблюдатели сразу ищут приметы, которые могли бы дать повод говорить об улучшении Понтификатом отношений с одними за счет других. Очевидно, что такого видения не существует и не может существовать. Экуменический диалог — единственный проект, который может развиваться только с полным и дальнейшим участием всех Церквей, включая, конечно, и Русскую православную церковь, которая является одной из самых больших в христианском мире. Я не в курсе деталей разговора, но верю, что это измерение присутствовало во всех беседах Папы с Экуменическим патриархом.
— СМИ, описывая встречу Папы Римского и Константинопольского патриарха, намекают на какую-то тайну, какое-то секретное и важное предложение патриарха Варфоломия I, которое он передал на рассмотрение Папы Римского? Что бы это могло быть?
— Я также был поражен тем, что с самого прибытия Папы в аэропорт Стамбула стала образовываться особая атмосфера. До некоторой степени это все благодаря огромному вниманию, созданному комментариями СМИ перед началом события, а также организационным трудностям визита. Это еще больше подчеркнуло то, что визит понтифика был не только формальностью, но и настоящим церковным событием. Даже по телевидению можно было отметить исключительное единодушие, соединяющее Папу и патриарха, что особенно проявилось тогда, когда два иерарха приветствовали верных, держась за руки. Сначала я думал, что это было только мое личное впечатление, но потом увидел, что и другие были удивлены духом искренности и сердечности встречи. На основании этих жестов кое-кто сделал вывод, что за ними стоит какая- то новая договоренность. Но лично я убежден в том, что речь шла только о важном церковном событии, которое произошло в очень благоприятный для углубления экуменизма момент. Очень важно сберечь все богатство этого исторического события и не омрачать его негативными опытами прошлого.
— Недавно Московский патриарх Алексий II снова после некоторого перерыва выразил свой протест против католической политики прозелитизма. О чем или о ком, собственно, идет речь?
— Я не знаю, на какие высказывания вы ссылаетесь, но представляю себе, что речь идет о суждениях, связанных с трудностями, возникшими после распада Советского Союза. Последнее десятилетие привело к значительным общественным, политическим и культурным изменениям в странах, ранее подчиненных тоталитарному режиму. С появлением демократии и с освобождением общества возникли новые феномены, до сих пор абсолютно неведомые. Среди них значительно заметным был рост количества религиозных организаций. Некоторые Церкви возобновили свою организацию, и это повлекло за собой реструктуризацию церковных сообществ и даже их разделение. Но, что касается католического сообщества, то в подавляющем большинстве случаев речь шла о восстановлении сообществ, исторически уже существовавших на этих землях. К сожалению, не обошлось и без некоторых грустных моментов, навредивших отношениям между Церквями. Благодаря Богу, сейчас, кажется, ситуация стабилизировалась. Во время моих многочисленных путешествий по стране я не слышал жалоб от власти по поводу деятельности наших сообществ. Все это показывает, что период напряжений, похоже, уже прошел. Сегодня наша Церковь столкнулась с великой задачей углубления религиозной жизни. Религиозные общины уже не увеличиваются, как в 1990-х годах, и перед нами стоит задача помочь людям углубить свою веру и быть свидетелями Евангелия для тех, кто ищет Бога, и так свидетельствовать о Христе в современном обществе.
— Недавно Москва снова упомянула «незаконные действия греко-католиков». Был ли у Московского патриарха какой- нибудь серьезный повод для такого упоминания? Планирует ли Ватикан в связи с этим какие-то реформы в УГКЦ?
— Все сказанное мной касается также и отношений Московского патриархата с Греко-католической церковью Украины. Речь идет об отношениях, обусловленных болезненными событиями прошлого. Это нелегкие проблемы, и мы все осознаем это. Мне кажется, однако, что их можно решить путем диалога. Перед нами стоит задача: победить несправедливости прошлого духом прощения. Ведь во многих случаях только прощение может лечить раны. Кое- кто думает, что следует, прежде всего, вернуться к прошлой справедливости, но часто-густо именно исторические события являются причиной того, что возврат к предыдущей ситуации невозможен. Достаточно только вспомнить страшные последствия насильственных депортаций, сильно изменивших структуру населения в некоторых регионах.
Что делать сегодня? Конечно, необходимо всегда принимать сегодняшнюю ситуацию такой, какая она есть, но оставаться открытыми для более справедливых решений. Решений, которые могут утешить и тех, кто считает себя дискриминированными. Но если подобные попытки не будут постоянно сопровождаться духом прощения, трудности будут оставаться. Еще драматичнее ситуация становится тогда, когда напряжения вызваны недоразумением и тревожат других, которые хотели бы жить в мире. В этом случае мы, христиане, рискуем быть причиной беспокойств и разделений общества. Я лично в моих интервью всегда отмечаю эту ответственность нас — христиан — за тех, кто потерял веру в Бога.
— Некоторое время назад ОВСЦ МП сообщил о том, что Патриарх Алексий II якобы согласен встретиться с Папой Римским в «третьей» стране. Действительно ли встреча может состояться? Где находится это «третье» место? Почему невозможно встретиться в Ватикане или в Москве?
— Папа и вся Католическая церковь надеется и активно действует в направлении все большего сближения с Русской православной церковью. Мы все хорошо знаем, насколько важной была бы встреча Святого отца с Московским патриархом. Речь идет о встрече чрезвычайной важности не только для двусторонних отношений, но и для экуменического направления всего христианского мира. Это еще более очевидно сегодня, когда весь мир убежден, что диалог является единственным путем преодоления трудностей в межкультурных и межрелигиозных отношениях. И только посредством диалога можно открыть новые перспективы будущего. Оставляя в стороне детали, хочу подчеркнуть, что понтифик готов продолжать действовать в направлении исследования всех путей для достижения этой высокой цели.
— Недавно Президент Украины Виктор Ющенко сообщил, что летом он пригласил Папу Римского Бенедикта XVI в Украину. Был ли ответ на этот вопрос?
— Пан Президент Виктор Ющенко пригласил Папу Бенедикта XVI в день пятой годовщины визита слуги Божьего Ивана Павла II. Этот искренний жест Президента понтифик оценил очень высоко. В письме-благодарности Папа Бенедикт XVI написал, что отдает Божьему Провидению дату и время, чтобы принять это приглашение и укрепить уже достаточно тесные связи Украины со столицей Петра. Также и католический епископат Украины обоих обрядов от своего имени послал свое приглашение Святому отцу. Таким образом были созданы внешние условия для визита, но понтифик, принимая во внимание собственные возможности, доверяет все Божьему Провидению, руководящему судьбой Церквей и всего человечества.
— Как сегодня решаются для Католической церкви в Украине имущественные вопросы: земля, храмы, еще не перешедшие в собственность РКЦ?
— Украина является страной, где можно говорить о великом духе свободы. Многие наблюдатели подчеркивают высокий уровень основных свобод: политических, экономических, а также касающихся религиозного измерения. С другой стороны, однако, все это представлено в плохом свете — из-за медлительности в решении некоторых вопросов, касающихся собственности Церкви.
Недавно я принимал гостей из Минска, и мы пошли посмотреть вместе костел св. Николая в Киеве. Когда мы хотели туда войти, появилась женщина и не позволила нам этого сделать в связи с подготовкой к концерту, который должен был состояться. Мы просили ее позволить только посмотреть внутрь через приоткрытые двери. Тогда она спросила, откуда мы. Я ответил, что я Апостольский нунций, а это мои друзья из Беларуси. А мои друзья вслух заметили, что в Минске тоже есть храм, где проходят концерты, но в этом году этот храм уже отдали католическому сообществу. Этой женщине, как мне кажется, было немного стыдно.
Этот небольшой эпизод показывает, что даже обычные люди не могут понять, откуда берутся все эти трудности, связанные с возвратом святых мест их настоящим владельцам. Таких случаев в Украине немало. Но у нас есть поддержка и на высшем уровне, поэтому надеемся, что этот вопрос в конце концов будет решен.
— Как вы относитесь к преподаванию в школах Украины религиозной этики?
— Невзирая на все трудности и сложности, нужно констатировать, что Украина остается христианской страной. Из Киева пришло крещение ко многим славянским народам, и этот факт никто не может забывать, а тем более — учреждения, ответственные за воспитание нового поколения.
Но, все мы знаем, что Украина — родина многих христианских вероисповеданий, и поэтому к этому образовательному проекту нужно подходить очень внимательно. Насколько я мог заметить, представители различных Церквей нашли общий язык для реализации этого проекта. Мне известно, что уже существует четко проработанная программа, которая сможет представить ученикам ценности христианства открыто и с уважением к традициям каждого из них.
— Привык ли Его Экселенция к Украине? Что больше всего нравится, что больше всего не нравится?
— С самого моего прибытия в Украину я был очень доволен моим назначением. Это не значит, что моя работа легкая, наоборот, она довольно деликатная, и все время необходимо быть особенно внимательным ко всем и уважать их чувства. В Киеве очень приятно жить, этот город не перестает поражать меня своей красотой и людьми. Особенно это чувствуется в этот рождественский период, во время которого проявляется особое очарование религиозной души украинского народа. Не так много в мире стран, которые могли бы гордиться таким богатством духовных традиций, как украинцы.
Я не знаю, чем бы я мог быть недоволен. Я жил во многих странах мира, но не будем сравнивать их теперь. Мне кажется, что это правильный подход — ведь человек является только гостем на Земле. Все то, что нам дано, следует считать даром Творца. А в Киеве эти «дары» действительно многочисленны.
В этом духе хотел бы пожелать по случаю Рождества Христова всем читателям газеты «День, чтобы Вифлеемская звезда постоянно сияла над Украиной и сопровождала ее в Новом 2007 году.