В преддверие пятнадцатой годовщины со дня провозглашения независимости Украины принято говорить о событиях эпохальных в истории нашего государства, и я также пойду по этому пути. Единственное только, буду пытаться избегать пафоса. Я его никогда не любил и не воспринимаю сейчас. Он чужд мне как человеку, склонному к мышлению категориями реалий, способных ориентировать политика в происходящем на самом деле, а не в том, к чему его склоняет политическая инерция. Государственные колоссы в какой-то момент оказываются на глиняных ногах именно потому, что к руководству приходят люди, не способные действовать жестко и прагматически. Претенциозность, самовлюбленность, замешана на постном популизме — это та питательная среда, на которой, как правило, всходят пустоцветы создания государства. К счастью, 3 августа 2006 года мы смогли избежать этой опасности. И именно это — главное достижение Украины накануне пятнадцатой годовщины ее независимости.
Мы смогли победить внутреннего врага, который намного сильнее и коварнее врага внешнего. Нам удалось переступить через раздор, через взаимное недоверие и внутренние распри. Мы сумели объединиться несмотря на то, что кому-то альянс, созданный в рамках круглого стола, не нравился своей якобы эклектичностью. Мы смогли сделать шаг навстречу друг другу. Мы создали предпосылки для широкого понимания в ситуации, когда в пределах одного государства существовали, по существу, две Украины.
Исследователи новейшей украинской истории будут много дискутировать над тем, каким образом формировалась широкая коалиция: материалов для этого есть более чем достаточно. Безусловно, право интерпретировать те, или иные высказывания, те, или иные шаги участников политического процесса образца 2006 года есть у каждого. Важно однако, не двигаться по линии наименьшего сопротивления, пытаясь втиснуть сложный исторический процесс в прокрустово ложе удобных идеологических концепций. Жизнь намного сложнее и интереснее политологического клише и период 2004—2006 годов доказал это в очередной раз.
Накануне пятнадцатой годовщины независимости можно утверждать, что время c 24 августа 1991 года мы не потеряли. Мы двигались неравномерно, часто неуверенно, но никогда — с закрытыми глазами. Что бы ни говорили о временах президентства Л. Кравчука и Л. Кучмы — это все же было продвижение вперед. Анализируя пройденный путь, никогда не следует забывать, что после распада СССР Украине в наследие достались обломки в прошлом единой экономической системы. На внутреннем рынке реализовывалось лишь 20% продукции отечественных производителей, в военно- промышленном комплексе на замкнутый цикл отводилось лишь 3%, миллионы рабочих мест оказались никому не нужны.
Я хорошо помню то время, когда директора еще вчера мощных предприятий ходили в растерянности, не понимая, что происходит. Независимость, с ее колоссальной притягательной силой, воспринималась ими, с одной стороны, как возможность стать наконец хозяевами в собственном доме, а с другой — сеяла неуверенность: как работать в условиях, когда все старые кооперационные внутрисоюзные связи оказались разрушенными. В отличие от политиков, которые в большинстве случаев пребывали в состоянии эйфории, хозяйственники демонстрировали меньше проявлений митинговых эмоций, поскольку отлично понимали чрезвычайную сложность и небезопасность ситуации в народнохозяйственном комплексе. Многие из них, опытных управленцев, сформированных советской административно-командной системой, оказались в состоянии полной растерянности. Однако, к счастью, были и такие, кто взялся за новое дело с верой в то, что мы сумеем построить в Украине новую экономическую модель, в основе которой будут лежать рыночные отношения.
Сегодня дело, начатое ими, еще не завершено. На пятнадцатом году независимости экономика украинского государства все еще реформируется, адаптируясь к условиям функционирования в рамках континентальной и общемировой экономических систем. Однако у нас уже за спиной немалый опыт и определенные достижения, которые дают основания утверждать, что наиболее тяжелый этап остался позади. И если не допускать ошибок в политической сфере — мы вскоре окажемся в числе новых экономически мощных стран.
Давайте вспомним период начала-середины девяностых и сравним его с нынешним. Разница окажется поразительной. Оттолкнувшись от дна, украинская экономика начала движение вверх и добилась значительных успехов. Процесс изменения формы собственности, что бы о нем ни говорили, дал промышленности и сфере услуг хозяина. На смену руководителям, умевшим лишь выполнять поручения сверху, пришло поколение современных менеджеров, способных самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение. Мизерные зарплаты на предприятиях государственной и частной формы собственности, в бюджетной сфере сменились вознаграждением за труд, обеспечивающий человеку не только прожиточный минимум. Этого, безусловно, недостаточно, когда речь идет о нормальном уровне жизни. Однако мы на правильном пути, и если украинским политикам хватит мудрости — социально-экономическое продвижение Украины в ближайшее время будет стремительным и успешным.
Иными словами, на пятнадцатом году существования важнейшие вызовы стоят перед Украиной в политической плоскости. Как и когда-то в прошлом — во времена казатчины, в период провозглашения независимости Украины IV Универсалом 22 января 1918 года и создания УНР и ЗУНР — мы остаемся зависимыми от того, удастся ли украинскому политикуму наконец понять: борьба за власть не должна вредить экономике. В мире нет идеальных обществ, он соткан из противоречий, цивилизационного соперничества, взаимной борьбы одних политико-экономических систем с другими. Однако несмотря ни на что, одни государства успешно развиваются, а другие — приходят в упадок. Почему так происходит — известно. В промышленно развитых странах экономика зависима от политики только настолько, насколько последняя способна способствовать бизнесу. Если этого не происходит, меняются парламенты и правительства. Однако эти пертурбации в наименьшей степени способны негативно сказаться на процессах в национальных экономиках, а со времени создания таких мощных межгосударственных объединений как Европейский Союз — и на сверхнациональных. Инерция функционирования хорошо отрегулированных рыночных механизмов настолько сильна, а запас накопленной финансово-экономической мощи настолько крепок, что политические кризисы не успевают нанести им ощутимый вред. Граждане промышленно развитых государств мира по большей части не ощущают, что на горе готовится смена руководства и что вскоре они узнают об отставке правительства.
Я мечтаю о том времени, когда рядового гражданина Украины будет мало интересовать, кто сегодня премьер-министр государства, какие политические силы сформировали парламентское большинство. Чем быстрее это случится, тем реальнее станет перспектива превращения Украины в полноценного члена объединенной европейской семьи, а следовательно — в современное развитое государство.
Начало этому процессу положено. Политическая реформа создает предпосылки, при которых страна сможет наконец избавиться от системы сплошной политической безответственности. Достижение компромисса в рамках круглого стола стало свидетельством перехода украинской политики в новое качество. Взаимные уступки его участников засвидетельствовали, что в критический момент, когда история украинской государственности могла повторить фатальные ошибки прошлого, им хватило мудрости и политической воли принять решение об объединении.
Все мы осознавали, что подписание Универсала часть наших избирателей воспримет неоднозначно. Все прекрасно понимали, какую карту при этом будут разыгрывать силы, которые не захотели поступиться узкопартийными интересами ради общенациональных. Однако и Президент, и лидеры партий решились на этот шаг. Тем самым порочный круг украинского политического эгоизма оказался разорванным раз, и надеюсь, навсегда.
Я бы сказал, что 3 августа 2006 года в нашей общеупотребляемой лексике появилось новое понятие — «политическая порядочность». На чем бы не спекулировали противники широкого объединения, они никогда не смогут возразить, что тот, кто отважился в это очень сложное для государства время взять на себя персональную ответственность за его дальнейшую судьбу, сделал это, образно говоря, с «открытым забралом». Если бы речь шла о внесении Президентом на рассмотрение парламента кандидатуры премьер-министра по старым правилам — это можно было бы расценивать как результат политического торга. В конце концов, как и многократно перед этим, очередной глава правительства всегда смог бы объяснить свои ошибки отсутствием поддержки со стороны Верховной Рады и Президента, а те, в свою очередь, слабостью данного состава Кабинета Министров и его руководителя. Виновных в провальной политике власти не нашлось бы в очередной раз, а силы, действительно виноватые в социально-экономическом регрессе, оставались бы на политической сцене без риска потерять поддержку общества.
«Политическая порядочность» предполагает, что отныне украинский социум абсолютно точно знает, с кого и когда спросить за результаты его политики. В первую очередь — с главы правительства, который является представителем не только широкой коалиции, а и конкретной политической силы. Когда? Уже после первых 100 дней его пребывания у власти. Каждые последующие будут либо усиливать его поддержку в обществе, либо наоборот — приближать неотвратимый конец его политической карьеры и резкое снижение авторитета партии, которую он возглавляет.
При этих условиях отношения «власть — общество» приобретают характер контракта на исполнение определенных социальных заказов, под которым стоит подпись конкретного исполнителя. Я считаю такие правила отношений между правительством и обществом порядочными. Они не дают возможности манипулировать массовым сознанием. Они прозрачны и легко подвержены общественному контролю.
Безусловно, такие же принципы действовали бы в случае, если бы к власти пришла другая политическая сила. В этом контексте я нисколько не склонен настаивать на уникальности действующей широкой коалиции и сформированного ею правительства. Однако могу допустить, что нынешняя конфигурация властного альянса намного эффективнее предыдущей, если речь идет не только о перспективах социально-экономического развития государства, а и о преодолении раскола в обществе. Объединение Партии регионов с Социалистической и Коммунистической партиями, перспектива широкой коалиции с «Нашей Украиной» существенно снизили напряженность последних двух лет, готовую перейти в открытое гражданское противостояние.
Теперь все будет зависеть от скорых изменений к лучшему в жизни наших граждан. Имплементация антикризисной программы правительства, в основе которой лежит стимулирование привлечения в украинскую экономику инвестиций, укрощение роста цен на основные товары народного потребления, нормализация отношений с Российской Федерацией в нефтегазовой сфере и другие первоочередные меры должны принести ожидаемый эффект уже в краткосрочной перспективе.
Если так произойдет, а я верю в это, мы быстро решим и другие проблемы, которые до сих пор делили общество на два лагеря. Чрезмерная политизация появляется там, где люди, страдающие от бедности, вынуждены искать выход из сложной ситуации в поиске внутренних врагов. И наоборот — в успешных обществах между согражданами, по большей части, царит атмосфера доброжелательности, несмотря на разницу в конфессиональной принадлежности, языке общения внутри отдельных общин, мировоззренческих позициях и наличии других отличий.
В случае обеспечения быстрого экономического роста решатся и проблемы нашей внешней политики. С сильным будут считаться, а не будут диктовать ему условия. Тем временем, национальные интересы Украины диктуют потребность не колебаться между Востоком и Западом, а сотрудничать в обоих направлениях с наибольшей пользой для себя.
Через несколько дней мы будем отмечать 150-летие со дня рождения выдающегося сына украинского народа Ивана Франко. Еще в 1880 году великий Каменяр написал поэтическое произведение, в котором очень четко сформулировал идею, ради которой стоит умереть, но завоевать «волю, і щастя, і честь».
На фоне этого юбилея пятнадцатилетие молодой украинской государственности не кажется таким уж юным возрастом. У нашей истории — вековые традиции, и если мы в чем-то опоздали в своем развитии — то это только временное явление. Многие народы продемонстрировали, что можно быстро наверстать упущенное, при условии отказа от внутриполитической конфронтации.
Поэтому, поздравляя всех соотечественников с Днем рождения нашего государства, я хочу еще раз отметить: Украина получила уникальный шанс выйти из затяжного политического кризиса и вступить на путь ускоренного социально-экономического развития. Для этого у нас есть все — объединение основных политических сил, стойкое парламентское большинство, правительство профессионалов. У нас есть глубоко проработанный план действий и видение путей его воплощения в жизнь. Нам будет помогать благоприятная внешнеполитическая ситуация. Остается одно — создавать, а не разрушать, засыпать рвы раскола, а не углублять их.
Со своей стороны могу обещать, что наше правительство будет демонстрировать профессионализм и сплоченность команды. Оно пришло к власти, чтобы выполнить условия контракта, по которому исполнитель обязывается служить обществу с максимальной пользой для государства.
В наших возможностях выполнить взятые на себя обязательства может быть уверен Президент. Его политическая ответственность перед народом — это и наша забота. Стремлюсь, чтобы Президент не сомневался в этом.
В числе наших стратегических союзников мы видим Верховную Раду Украины. Убежден, что в ближайшее время в ней сформируется еще более убедительное по количественному составу парламентское большинство. В свою очередь, это позволит быстрыми темпами создавать законодательную базу под те планы, с которыми мы пришли во власть.
Рассчитываю и на конструктивное сотрудничество с оппозицией. Пройдя эту школу в недалеком прошлом, я знаю, как важно иметь в ее лице не критика-популиста, а серьезного контролера. Тогда от отношений «власть-оппозиция» общество только выиграет.
Я глубоко убежден — мы сможем дать достойный ответ на вызовы времени, украинским политикам хватит мудрости и ответственности перед своим народом, и мы вместе обеспечим стремительное и успешное социально-экономическое продвижение Украины, повышение благосостояния людей.