Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Разведка боем»

Николай МЕЛЬНИК: «Успех в борьбе с терроризмом — в предупреждении его угрозы»
30 августа, 2004 - 20:02
НИКОЛАЙ МЕЛЬНИК / ФОТО ВАДИМА КОВАЛЕВА

Сегодня, когда для мирового сообщества едва ли не наиболее актуальным стал вопрос нейтрализации так называемых асимметричных угроз, эффективная деятельность разведок и спецслужб обрела особое значение. Нынешний министр обороны США Дональд Рамсфельд заметил по этому поводу: «...В новом веке мы оказываемся в очень непростой ситуации: нам придется защищаться от неизвестного и невидимого врага, который нападает неожиданно».

Военная разведка известна читателю из многочисленных публикаций и видеоматериалов последнего времени о ГУР (Главное управление разведки) советских времен, которое выступало «конкурентом» КГБ. Но сегодняшняя украинская военная разведка — это принципиально новая структура, которая хотя и сохранила лучшие традиции своей предшественницы, однако возникла почти на «голом месте» — благодаря инициативе офицеров-разведчиков вскоре после провозглашения Украиной независимости. О деятельности украинской военной разведки в условиях сегодняшнего дня рассказывает первый заместитель начальника Главного управления разведки Министерства обороны Украины генерал-лейтенант Николай МЕЛЬНИК.

— Николай Иванович, после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке разведки и спецслужбы многих стран мира начали пересматривать базовые положения своей деятельности, искать новые формы и методы работы. Меняется и структура разведорганов. Происходит ли такой процесс в ГУР МО Украины?

— Безусловно. Главное управление разведки является одним из составляющих общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности. Поэтому, понятно, было вынуждено, как и другие составные этой системы, реагировать на беспрецедентный на то время вызов. Не является тайной, что события в Нью-Йорке заставили едва ли не все государства мира пересмотреть деятельность своих разведывательных служб, и Украина не стала исключением. Сразу после теракта 11 сентября 2001 года в ГУР МО Украины была пересмотрена и существенно усилена работа по борьбе против международной организованной преступности, в частности, с терроризмом. Такая работа проводится в тесном сотрудничестве с другими разведывательными и правоохранительными органами государства, ведь перед нами возникла угроза, эффективное противодействие которой возможно только при условии объединения общих усилий.

С октября 2003 года, после подписания Президентом Украины Указа «О совершенствовании деятельности ГУР МО», антитеррористическая составляющая военной разведки получила, так сказать, качественно новое содержание. Были созданы соответствующие структурные подразделения с четко определенными задачами, а специалисты, которыми укомплектовывались эти подразделения, прошли соответствующую специальную доподготовку, и на сегодняшний день уже имеют определенный опыт работы в сфере противодействия терроризму и определенные результаты такой работы.

Как я уже отметил, в вопросе антитеррора особое значение имеет объединение усилий различных государственных структур. Поэтому, кроме внутренних изменений в ГУРМО, значительно активизирована работа по взаимодействию подразделений нашего Главного управления с другими разведывательными органами, силовыми ведомствами нашей страны, а также с коллегами из других государств мира в вопросах борьбы с международной организованной преступностью, в частности терроризмом, незаконной торговлей оружием и его производством.

Является абсолютно логичным, что динамичные изменения в мире, распространение спектра проявлений и географии международного терроризма вынуждают военных разведчиков искать более эффективные формы и методы антитеррористической деятельности. Все они вкладываются в короткую формулу: прогнозирование и своевременное выявление. Ведь успех в борьбе с терроризмом заключается в предупреждении его угрозы.

— Сейчас мы очень много говорим о европейской и евроатлантической интеграции. В этом контексте важную роль играет присоединение нашей страны к международному сообществу в борьбе с современными вызовами и угрозами, где на первое место становится сотрудничество между военными ведомствами нашего государства и стран-партнеров. Вместе с этим известна «закрытость» разведывательных структур в любой стране. Поэтому интересно, касается ли расширение сотрудничества в военной сфере вашей структуры? И вообще возможно ли тесное сотрудничество между военными разведками различных государств?

— Не стоит забывать, что Главное управление разведки является составной частью Министерства обороны Украины. Поэтому вполне понятно, что все мероприятия, которые проводятся в пределах оборонного ведомства, непосредственно касаются и деятельности управления. Поэтому почему мероприятия по линии МО Украины, которые направлены на реализацию процесса евроатлантической и европейской интеграции, должны быть исключением? Естественно, они касаются и военной разведки. Хотя, в силу специфики нашей деятельности, здесь есть некоторые особенности, которые закреплены в действующем законодательстве.

В первую очередь, контакты ГУР МО Украины со спецслужбами иностранных государств осуществляются по разрешению Президента Украины, с соблюдением требований законодательства Украины, в частности, Закона Украины «О разведывательных органах Украины». В этом документе, в статье четвертой, говорится, что на разведывательные органы государства, т.е. и на ГУР МО, возлагаются такие задачи как, цитирую, «содействие специальными мероприятиями осуществлению государственной политики Украины в экономической, политической, военной, военно-технической и информационной сферах», а также «участие в борьбе с международной организованной преступностью, в том числе с терроризмом, незаконным обращением наркотических средств, незаконной торговлей оружием и технологией его изготовления, незаконной миграцией». Между тем анализ ситуации свидетельствует о том, что только активное, тесное сотрудничество между разведками различных стран может реально содействовать получению информации по этим вопросам. Об этом, кстати, свидетельствует и опыт стран, которые избрали путь интеграции или уже интегрировались в евроатлантические и европейские структуры.

Поэтому недаром развитие международного сотрудничества ГУРМО и поддерживание уже существующих контактов признано перспективным направлением деятельности нашего управления. Во-первых, это обмен информацией с аналогичными структурами, что обеспечивает эффективное выполнение задач. Во- вторых, очень полезным, особенно сегодня, является изучение опыта конкретной работы друг друга, обмен и анализ отработанных форм и методов работы. Наконец, такое сотрудничество является ярким свидетельством доверия между государствами, которое очень необходимо при объединении усилий в борьбе с угрозами, которые являются актуальными для всех. И, вне всяких сомнений, содействует развитию добрососедских отношений с различными государствами. А это довольно важный фактор на пути упомянутой европейской и евроатлантической интеграции.

— Миротворческая деятельность Украины и ее Вооруженных Сил становится все более заметной в мире. По утверждению министра обороны Украины Евгения Марчука, своевременное выявление угроз нашим миротворцам осуществляет, в том числе, и военная разведка. Пожалуйста, расскажите об этом и других задачах, которые выполняют разведчики в составе миротворческих контингентов.

— Как известно, на сегодняшний день Украина содержит свои миротворческие контингенты в различных уголках земного шара. Наши миротворцы выполняют задачи в Ираке, Косово, Ливане, Либерии и Сьерра-Леоне. Но подразделение военной разведки было введено только в состав иракского контингента, где оно выполняет возложенные задачи и сейчас. Кстати, это первый случай за всю историю миротворческой деятельности Вооруженных Сил Украины, когда в состав нашего контингента за пределами государства были включены органы управления и подразделения военной разведки.

В своем вопросе вы уже упомянули одну из главных задач, которая возложена на разведывательный компонент украинского миротворческого контингента. Это своевременное выявление угроз. Оперативное обеспечение командования «иракской» бригады украинских военных достоверными разведывательными данными было определено в качестве главной задачи разведывательных органов. Разведчики постоянно отслеживают политическую, экономическую, криминальную и, заметьте, экологическую обстановку в зоне ответственности украинской бригады. Кроме того, наши разведчики работают над раскрытием состава, характера действий, намерений антикоалиционных группировок в этой части Республики Ирак, выявляют местоположения, уровень боеспособности диверсионно-террористических и уголовных групп и отрядов, оснащенность их оружием.

О конкретных результатах свидетельствуют следующие цифры. Только за период с сентября 2003 года по июль 2004 года благодаря деятельности наших разведчиков было изъято около 3500 единиц стрелкового оружия, три единицы пусковых установок зенитно-ракетных комплексов и немалое количество боеприпасов, были задержаны около 5000 подозрительных лиц. Наверное, невозможно подсчитать, на какой именно процент был сокращен благодаря такой работе уровень угрозы, но то, что огромное количество изъятого оружия и боеприпасов стало большим вкладом украинских миротворцев в процесс стабилизации обстановки в Ираке и обеспечение безопасности для сил коалиции — безоговорочный факт. Не могу не вспомнить и о работе украинских разведчиков во время проведения широкомасштабных операций. Недавно, например, наши ребята принимали участие в операции по обеспечению безопасности коалиционных сил и населения провинции Васит во время проведения религиозных праздников. Наши сограждане знают из средств массовой информации, какая напряженная обстановка тогда сложилась в отдельных провинциях Ирака.

Следует учитывать специфику действий в Республике Ирак. Здесь отсутствуют как таковые фронт и тыл, на руках у гражданского населения находится огромное количество оружия и взрывчатых веществ. Кроме этого, выполнять задачи приходится, так сказать, в специфическом правовом поле, которое существенно отличается от законов военного времени. Учитывая эти факторы, мы сейчас не имеем возможности на все сто процентов гарантировать полное отсутствие угрозы для наших миротворцев. Это побуждает нас к постоянному поиску новых, более эффективных способов выполнения задач, которые стоят перед разведкой.

— Можно ли деятельность украинских разведчиков в составе миротворческого контингента в Республике Ирак сравнить с задачами военных разведок других государств в своих контингентах за границей?

— Думаю, разведчики других вооруженных сил большей частью выполняют такие же задачи в составе своих миротворческих контингентов, как и наши разведчики. Но стоит учитывать и специфику задач, возложенных на отдельные контингенты, что накладывает свой отпечаток и на спектр задач разведки в частности. Так, наши разведчики работали и работают сейчас исключительно в интересах нейтрализации угроз миротворцам и населению в зоне ответственности. Между тем разведывательные подразделения некоторых государств, кроме этого, выполняют задачи по нарушению систем управления и обеспечения незаконных вооруженных группировок, наведения средств поражения на объекты их инфраструктуры — пункты управления, лагеря, склады, а также принимают участие в организации и проведении операций против оппозиционных сил.

Что касается нашей деятельности в Ираке, хочу прибавить, что пребывание и служба в этой стране является серьезным экзаменом для украинской разведки, проверкой ее возможностей, подготовленности штабов к ее организации, показателем уровня обучености разведчиков действовать в сложных условиях. Не буду перечислять все качества, которыми должен владеть разведчик, но поверьте мне, в тех условиях все они проявляются в полном объеме. Кроме этого, бесценным является опыт, приобретенный во время выполнения задач в составе миротворческого контингента, ведь речь идет о действиях в реальных условиях. Важным является то, что опыт этот не становится «мертвым». Он постоянно обобщается и совершенствуется, опять же на практике, и используется при подготовке нового состава миротворцев.

Дмитрий ТИМЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ