Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реформа бюрократии

27 июля, 2005 - 19:17

На днях в столице прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта Закона Украины «О гражданской службе», который еще недавно носил название «О государственной службе». Разработка закона предусмотрена основными программными документами Правительства — Программой деятельности Кабмина «На встречу людям» и Планом действий Украина — ЕС. Необходимо сразу отметить, что законопроект «О гражданской службе» регулирует публично-правовые отношения только в сфере исполнительной власти. Он вместе с законопроектами «О Кабинете Министров Украины» и «О министерствах и других органах центральной власти» составляет концепцию административной реформы Украины. Оперативность и масштабы внесения поправок поражают: 3,5 тыс. предложений относительно его усовершенствования за все время работы над законопроектом, т.е. с марта текущего года, 12,5 тыс. граждан, привлеченных к обсуждению по всей Украине.

«Главный государственный служащий страны» — начальник Главгосслужбы Тимофей Мотренко начал общественные слушания по анализу существующих проблем, которые, по его мнению, базируются на несовершенно прописанной законодательной базе. «Нет четкой системы вступления, системы карьерного роста, дисциплинарного воздействия. Сегодня из 251 тысячи государственных служащих ежегодно меняются 50 тысяч — это колоссальная цифра. Вот вам и профессионализм! Например, наша молодежь на госслужбе задерживается на 1—3 года», — говорит Т. Мотренко. По его мнению, конфликт личных и государственных интересов порождает коррупцию. Ведь в Украине, как это ни прискорбно, все еще действует принцип «разрешено то, что прямо не запрещено законом». Но для государственных служащих авторы проекта закона «вывели» другой принцип: «разрешено то, что разрешено законом, и не больше».

Также, по словам Т. Мотренко, из-за распространения практики административных и политических назначений на должности государственных служащих существует угроза кадровых катастроф при смене власти. «Мое воздействие на некоторые секторы государственной службы — номинальное», — говорит начальник Главгосслужбы. Новая же редакция закона гарантирует, по его мнению, политическую нейтральность, правовую защиту госслужащих от увольнений по политическим мотивам. Они не имеют права публично высказывать свои политические взгляды, быть членами политических партий. И это, убежден Т. Мотренко, нельзя толковать, как ограничение конституционных прав этой категории граждан: ведь государственная служба по своей природе предусматривает сознательный отказ от части своих прав.

Проект Закона «О гражданской службе», по мнению его разработчиков, — шаг к евростандартам. Что в первую очередь бросается в глаза в законопроекте — это новые «европейские» категории служащих — А, Б, В, Г. Правда, не всем нравится идея использования букв украинского алфавита. На вопрос: «Какая у тебя категория?» отвечать «Г» как-то не хочется. Поэтому Т. Мотренко отметил: «Мы готовы сделать шаг в Европу и прописать в законе категории A, B, C, D». Достаточно пикантным является вопрос распространения действия закона. Так, на государственных служащих, работающих в системе органов исполнительной власти и поступивших на государственную службу до момента вступления в действие ЗУ «О гражданской службе» (а планируется, что он вступит в действие с 1 января 2007 года), кроме занимающих должности I—III категорий, будет распространяться ЗУ «О государственной службе» 1993 года.

О том, что сегодня существует острая необходимость реформирования системы государственной службы, на слушаниях говорили все: молодежь настаивала на необходимости пополнения рядов госслужащих именно новыми кадрами, предоставлении преференций для молодых. В частности, они предлагали уменьшить срок 2-летней стажировки, только после прохождения которого служащему предоставляется статус государственного. Служащих «с опытом» беспокоило уменьшение срока дополнительных оплачиваемых отпусков (если в соответствии с Законом 1993 года государственным служащим, имеющим стаж работы свыше 10 лет, предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью до 15 календарных дней, то согласно новому — 15 дополнительных дней получат только те, кто отработал государственным служащим более 20 лет. Правда неизвестно, сколько еще поправок и уточнений будет внесено в проект закона «О гражданской службе» и будет ли он принят Верховной Радой в сезон парламентских выборов и нынешнего кризиса концепции админреформы Романа Бессмертного. Однако его создание — юридический базис практического успеха, ведь власть оценивают не по дальновидным обещаниям политиков, а по ежедневной работе бюрократов.

Дарина ЗИНЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ