Люблю измену, но не изменников, — сказал в свое время Юлий Цезарь. В украинской политике дня нынешнего, все ключевые игроки, похоже, придерживаются идентичной точки зрения. Сегодня глава президентской канцелярии эмоционально вещает украинскому обществу о том, что именно совместное голосование бютовцев и регионалов, а не выход НУ-НС из лагеря правящего большинства, стало причиной расторжения коалиционного брака «оранжевой» и «сердечной» фракций. Но Виктор Иванович скромно молчит и не вспоминает о событиях недалекого прошлого, в частности, о ставшей кризисным громом (пусть и посреди пасмурного политического неба) отставку премьера Юлии Тимошенко в 2005-м, и последовавшие после этого заявления лидеров «оранжевых» о необходимости создания так называемой широкой коалиции на базе Нашей Украины и Партии регионов. Тогда Юлия Владимировна, помнится, в знак протеста вывела своих депутатов из сессионного зала, и, громко обвинив в предательстве союзников, представляющих пропрезидентскую фракцию, заявила о переходе в оппозицию. Нынче такую же тактику поведения избрали и депутаты от НУ-НС. Можно взять и более свежий пример. Регионал Нестор Шуфрич на «Свободе слова» Андрея Куликова публично подтвердил, что и полгода назад между Банковой и ПР прорабатывался сценарий создания коалиции с участием в ней пропрезидентской команды. В свою очередь бютовцы, будучи в оппозиции, голосовали с Регионами зимой прошлого года за закон о Кабинете Министров, существенно сужающем полномочия главы государства. Далее было президентское вето и вот в сентябре 2008-го БЮТ и ПР преодолели это вето более чем тремястами голосами.
Можно ли поставить в один ряд политические адюльтеры НУ и БЮТ? Вряд ли. Во-первых, лидер БЮТ, в отличие от Президента и его окружения, не выступала публично за официальный коалиционный альянс своей политической силы с партией господина Януковича ни в 2005-м, ни в 2006-м, ни в 2007-м. Во-вторых, надо говорить откровенно, что походы налево в украинской политике — правило, а не исключение. И правилом этим руководствуются и «оранжевые», и «сине-белые», и «сердечные», и «красные». Предельно часто в здании под стеклянным куполом ВР совместно голосуют коммунисты и нашеукраинцы, регионалы и бютовцы... да все вместе и каждый в отдельности. Если отталкиваться от нынешней позиции главы Секретариата Президента то, с одной стороны, после таких голосований авторам Камасутры нужно быстро записывать новые комбинации. Но с другой стороны, ведь именно такие «измены» бывших коалиционеров с теми же коммунистами и литвиновцами неоднократно спасали теперь уже покойное правящее большинство БЮТ и НУ-НС, в том числе, кстати, и во время утверждения бюджета на текущий год. Тогда Банковая молчала, не замечая измен, сегодня же Банковая заявляет о распутном нраве партийных соратников премьера. Истина, наверное, как всегда где-то посредине, однако в любом случае, как бы там ни было, поступки бывших коалиционеров рано или поздно посредством волеизъявления оценят украинские избиратели, а не глава президентской канцелярии или даже премьер-министр. Вместе с тем реалии таковы: один из субъектов ушедшего в историю парламентского большинства — фракция НУ-НС обвиняет партнеров в измене, забывая при этом смотреть в зеркало.
«Новое большинство в Раде нынешнего созыва будет создано на основе БЮТ, НУ-НС и фракции блока Литвина», — убежден наш сегодняшний собеседник, бютовец Владимир Яворивский. Не было никаких измен, имело место обычное ситуативное голосование с регионалами не более того, а коалиция БЮТ и ПР в силу разных причин невозможна, уверен парламентарий. В политике, как и в жизни — не бывает ничего невозможного, иронично отмечают в парламентских кулуарах видные регионалы, намекая, что их официальное коалиционное бракосочетание с соратниками Тимошенко — не за горами. Чего ожидать украинцам: коалиции нового формата или же новых выборов, — поинтересовался «День» среди прочего у господина Яворивского.
— Владимир Александрович, накануне лидер вашей фракции господин Кириленко заявил о том, что текущая неделя — решающая в процессе нового коалиционного строительства, дескать, если в течение ближайших дней не будет создано парламентское большинство, значит, оно не будет создано в Раде нынешнего созыва вообще и страну ожидают внеочередные выборы. Как вы считаете, на этой неделе вырисуются хотя бы очертания новой коалиции, и какие из пяти, представленных в ВР фракций создадут правящий альянс?
— Иван Кириленко подал сигнал обществу, и он, как лидер фракции имеет на это полное право. Вместе с тем, лично я не убежден в том, что именно на текущей неделе будет создана коалиция или же станет окончательно известен ее формат. Думаю, к идее Ивана Кириленко могут быть внесены правки. Главное, чем сегодня занимается БЮТ — созданием троякой новой коалиции на базе фракции блока Литвина, НУ-НС и БЮТ. Однако я хочу напомнить читателям «Дня», что на прошлой неделе Левко Лукьяненко, Богдан Горынь и я провели пресс-конференцию после наших переговоров с Владимиром Литвином и Юлией Тимошенко. Так вот Литвин впервые дал согласие быть одним из создателей, подчеркиваю — не присоединиться к большинству НУ-НС и БЮТ, а быть одним из создателей новой коалиции. И это, хочу отметить, весьма хороший знак для украинского общества . И Левко Лукьяненко, как моральный авторитет нации обратился к Президенту, да и к НУ-НС, заявив о том, что Украина имеет шанс без больших компромиссов и без больших потрясений иметь демократическое большинство в парламенте. Причем, что очень важно, это большинство будет иметь не один и не два голосовых запаса, а куда больше. Мы обратились к главе государства, чтобы он воспользовался этим шансом и не втягивал Украину в досрочные выборы, поскольку эти выборы станут не более чем большой политической ярмаркой, на которой будут продавать не просто секонд-хенд, а я даже боюсь говорить какой «товар». По-моему, в десяти руках были уже эти лозунги и обещания, неужели нужно одиннадцатые!? Именно поэтому Блок Юлии Тимошенко сегодня живет одним-единственным: мы сделали шаг навстречу, и мы ждем решения Президента. Поверьте, сегодня все в руках Президента. Только он, как все еще лидер НУ-НС, может поставить точку в оперативном создании коалиции, первой и главной целью деятельности которой станет единый европейский выбор Украины, единственный государственный язык и так далее. То есть тут не нужно идти ни на какие сверх естественные компромиссы. С Партией регионов коалиционные переговоры на сегодняшний день фактически не ведутся, на заседании нашей фракции об этом вообще не идет речь. Почему? Потому что мы понимаем те колоссальные сложности, которые могут возникнуть после создания парламентского большинства такого формата.
— А есть ли в вашей фракции, насчитывающей 156 народных депутатов, люди, которые поддерживают коалиционный брак по расчету с партийными соратниками Виктора Януковича и каковы их аргументы «за» союз с регионалами?
— Есть. Их, признаюсь, немного, но люди с такой позицией в БЮТе есть и это факт. Я скажу вам так: это в основном, либо представители Донецкого региона, либо представители крупного капитала, которые имеют общие интересы с регионалами. Вместе с тем, абсолютное большинство депутатов от БЮТ понимают, что союз нашей фракции с фракцией Партии регионов — это шаг, от которого теряют и регионалы перед своими избирателями, и, конечно же, сильно теряем мы. Это, согласитесь, слишком уж высокая цена для такой версии.
— Лидер «оранжевой» фракции Вячеслав Кириленко, между тем заявляет о том, что пропрезидентской политической силе потребуется минимум один день с тем, чтобы, образно говоря, вывести из спячки региональные штабы «Нашей Украины». Как вы считаете, эти месседжи могут быть свидетельством того, что соратники главы государства, скорее всего, предпочтут новые выборы новой коалиции?
— Я очень рад, что они могут так быстро активизировать работу своих штабов, однако, на мой взгляд, это не более чем игра мышцами. Мы также можем заявить, что готовы за один день привести в боевую готовность свои партийные ячейки по всей территории Украины. У меня, кстати, такое впечатление, что мы буквально вчера только лишь вышли из избирательной кампании... Однако поверьте мне, что народу это уже не нравится. Мне же, как человеку, прошедшему большое количество избирательных кампаний, эти выборы — наименее интересны, но с другой стороны — наиболее тяжелые. Что после всего говорить людям!? Я уже, честно говоря, даже и не знаю. Если на прошлогодних выборах я убеждал людей в том, что, наконец, появился шанс, что у нас есть патриотичный Президент, а может быть создана патриотичная коалиция и правительство, то сейчас... Я абсолютно не преувеличиваю: у нас есть патриотичный, духовный Президент. Да, возможно, ему не хватает определенной решимости и политической воли, но я всегда говорил, что его, как глава правительства, дополнит Юлия Тимошенко — решительная и волевая. Их союз может дать стране позитив. Люди видели и знали это, и голосовали за наши политические силы в 2007-м. Какие аргументы приводить сегодня, я, право, не знаю. Поливать грязью Президента? Этого делать не хочется, да и, мягко говоря, противно как-то это делать. Я, например, на сегодняшний день физически готов к избирательной кампании. Я готов садиться в автомобиль и мотаться по Кировоградской области, за которой я закреплен, но какие аргументы мне приводить людям — пока что не представляю. Именно поэтому, опять-таки, хочу напомнить о шансе, который у нас сегодня есть и лично я жду и очень хочу верить в то, что Президент этим шансом воспользуется. Если не воспользуется — пойдем на выборы, хотя я более чем убежден, что избирательный результат сыграет против Президента.
— Пресс-служба главы государства обнародовала очередное заявление главы Секретариата Президента, в котором Виктор Балога подчеркивает, что коалиция БЮТ и НУ-НС была развалена не в день выхода из лагеря парламентского большинства «оранжевых», а в часы, когда бютовцы и регионалы в унисон голосовали, цитирую, в том числе, за антипрезидентские законы. Глава канцелярии Президента среди прочего, в который раз упрекнул депутатов от вашей фракции в измене. Ваше личное мнение: когда парламентарии от БЮТ и ПР голосовали сообща — это было оправдано с электоральной...
— Я понял, о чем вы хотите спросить. Знаете, Балога немножко прибрехивает. Именно так бы я сказал в данном случае. Распад коалиции начался на второй день после ее создания и этим процессом как раз и руководил Балога. Мы прекрасно знаем о том, что проводились постоянные переговоры с регионалами, а бизнес Балоги пересекается с бизнесом представителей Партии регионов. Так что голосование, о котором упоминает глава Секретариата — вовсе не причина распада коалиции. Это было эпизодичное, или как говорят, ситуативное голосование, не более того. Завтра тоже такое совпадение может произойти. Первое и главное: данное голосование не было антиукраинским голосованием, это не был шабаш, как говорят некоторые чиновники Секретариата Президента. Мне больно об этом говорить, поймите, ведь я прошел с Ющенко всю его избирательную кампанию, но большего разочарования в моей жизни, нежели то, которое я чувствую сегодня, не было еще никогда.