В литературе Хорхе Луис Борхес занимает такое место, которое в занятии живописью занял Сальвадор Дали. Речь идет о гении, мистификации и интеллектуальной провокации. Правда, по популярности Борхес отстает от Дали: на картины можно просто смотреть, а над текстами нужно думать. Все это я веду к тому, что знаменитому аргентинскому писателю принадлежит выдумка о медали, которая имеет только лицевую сторону (аверс). А вот реверса (обратной стороны) у нее нет; такая вот, знаете ли, нестандартная физика…
«Тузла: с кем имеем дело?» — так назвал материал «День», характеризуя последние перипетии в отношениях Украины с Москвой («День» от 31.10.03). Мне кажется, что мы, украинцы, всегда и сегодня вынуждены морочиться с государством, имеющим только одну — обратную — сторону. И так кажется не только мне. Прошу: «Мы с вами снова живем в черно-белой стране… В России больше нет никакого политического центра. Мы снова должны выбирать между демократией и тоталитаризмом, между гражданскими свободами и тоталитаризмом» (С. Новопрудский, «Известия» от 29.10.03). Этот тезис касается, в первую очередь, внутренней политики В. Путина, но общеизвестно то, что именно внутренние «разлады» определяют действия каждого государства на международной арене. Российский «реверс» можно трактовать еще и по тем значениям этого слова, о которых пишет энциклопедия: обратное движение или устройство, с помощью которого меняют направление. Имперский реверс России сегодня абсолютно очевиден. Тузла — только одна (хотя и наиболее раздражающая нас) — особенность «нового» старого византийско-ордынского курса. Вспомним о заместителе министра иностранных дел РФ, которая взялась вводить государственность русского языка во всех странах СНГ. Вспомним о так называемом едином экономическом пространстве, в уставе которого Украине дарят меньше одной десятой доли голоса при решении стратегических проблем. Вспомним имперскую эскападу А. Чубайса. Вспомним, наконец, бред российских политиков, с которым читатели, очевидно, уже знакомы, имея в руках стенограмму обсуждения тузлинского кризиса в программе «Свобода слова» на телеканале НТВ («День» от 31.10.03). То, что этот островок принадлежит РФ, сомнения у них не вызывает, но этого мало: мы должны отдать «братьям-славянам» еще и Крым, Николаев и Одессу… Не слабо?
Почему так резко ставится «на бочку» наше, простите на слове, стратегическое партнерство с РФ? «Кремль больше всего боится осуществления такого сценария: Украину принимают в ЕС и НАТО, а Россию — нет. Тем самым граница между Западом и Россией, между Европой и не-Европой пройдет как раз по российско-украинским рубежам. Нас отбросят в Азию» (М. Юсин, «Известия» от 31.10.03). Правда, Россию не «отбросят», а оставят там, где она всегда была. В представлении нынешних российских власть имущих «либеральная империя» и «европейская империя» — синонимы. Хотя в современных геополитических условиях это звучит приблизительно так, как «свиные рога».
Есть в этом деле еще один «реверс», который можно видеть не за хутором Михайловским, а у себя. Не нужно давить на Украину, сказал в разговоре на НТВ господин Кох, а нужно скупить у нее все, что нам нравится, и на том конец: никуда после этого «хохлы» не денутся. Это — очень серьезно, потому что имеются и в своем доме те, кто готов все продать (и продаться), и эти люди занимают не последние места в украинском бизнесе. Не говоря уже о том, что — как свидетельствуют социологические опросы — более половины жителей Крыма готовы отдаться и без денег. В этой ситуации разве что крымские татары останутся патриотами Украины (несмотря на сложности исторических перипетий, имеющихся за плечами у украинцев и татар).
Несколько слов о высказывании опального ныне руководителя администрации президента РФ и его угрозе бросить бомбу на Тузлу. Хотя в московской прессе это заявление так и сяк опровергалось, лично я не сомневаюсь, что А. Волошин сказал именно то, что хотел. В этом контексте с разрешения уважаемых читателей приведу еще одну цитату — на этот раз из «Летописи гадяцкого полковника Григория Грабянки» (1992, «Знание», стр. 124). Речь идет о событиях 1659 года, когда Юрась Хмельниченко вместе с наказным гетманом Цюцюрой и московитами под предводительством боярина Шереметьева двинулись на Польшу. Вскоре попали в окружение и… Слушайте! «Идя навстречу пожеланиям Шереметьева, ляхи начали переговоры. По мирному соглашению, заключенному обеими сторонами, было решено всех казаков, которые были в походе с боярином, выдать в плен, как плату за услуги (…) начали россияне казаков за хлеб, соль и воду выдавать». Слава Богу, Цюцюра, не желая такую неправду терпеть, с большими потерями прорвал вражьи ряды. Это — об исконном славянском братстве. Ни одного (подчеркиваю — ни одного) соглашения, заключенного Украиной, Москва не придерживалась до конца, при каждом удобном случае продавая нас.
В СМИ звучали призывы о создании отряда добровольцев, которые на Тузле могли бы противостоять краснодарским казакам. Как врач, я готов войти в такой отряд, но уверен, что до вооруженных столкновений не дойдет, так что не стоит об этом говорить серьезно. У меня другое предложение: регулярно посылать на Тузлу концертные и лекторские бригады. Два десятка лет я был лектором общества «Знание», и уверен, что найду тему для разговора и с постоянными жителями Тузлы, и с нашими пограничниками.