— Некоторые наблюдатели считают, что целью Президента и его окружения является установление неограниченной власти. И именно для этого он собирается провести референдум, внести изменения в Конституцию, вследствие чего президентско- парламентская республика превратится в президентскую.
— Президент хочет, прежде всего, добиться установления действенной системы власти. Работа парламента постоянно «зависает», и нужно вводить определенные механизмы для решения этой проблемы. Можете считать, что Президент пытается внести в Конституцию некоторые изменения для того, чтобы держать над парламентом постоянно меч, но, к сожалению, без этого сегодня просто невозможно обойтись. Достаточно вспомнить, как мы принимали Конституционный договор, Конституцию, как принимаем бюджеты. Если не будет такого «меча» и определенной ответственности, то парламент не сможет «разродиться» необходимыми решениями. Таким образом, целью Президента является введение конституционных регуляторов для нормального функционирования всех ветвей власти, а не установление некой диктатуры, о которой говорят. Эти шаги никоим образом не ведут к диктатуре — ведь если парламент будет последовательно работать, то он и сейчас имеет абсолютный контроль над исполнительной властью. Но он должен работать в своих конституционных рамках.
Что касается полномочий Президента после референдума, то обратите внимание на то, что он может распускать парламент именно на основании решения референдума. Кроме этого, стоит обратить внимание на статью 5 Конституции, где записано: «Право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами». На мой взгляд, все вполне понятно.
— Возможно ли, по вашему мнению, проводить параллели между референдумами в Беларуси и в Украине?
— Нет, потому что в Беларуси на референдуме утверждался текст Конституции. Если рассматривать процесс изменения власти путем референдума, то наряду с Беларусью можно вспомнить Польшу, где система власти трансформировалась за счет изменений в системе административно-территориального уклада. И если проводить параллель между действиями в Беларуси и Польше, то, на мой взгляд, Президент нашел украинский вариант. Согласно ему, нужно не менять Конституцию, а найти те ее положения, которые могут стимулировать работу парламента.
— Но есть предположение, что этот парламент прекратит свою работу уже в феврале. В частности Александр Мороз отметил, что Президент распустит Верховную Раду уже 16 февраля.
— Речь идет о праве Президента распустить парламент, если он не сможет начать свои заседания в течение тридцати дней. Но, во-первых, отсчет не может идти с 16 января. Во-вторых, он не может идти с любого другого дня, потому что очередная пятая сессия была открыта, парламент работает. В-третьих, никто не ставил целью, реализуя положение референдума, распускать этот парламент, если он будет нормально работать. И, наконец, сегодня мы имеем парламент не четырнадцатого, а третьего созыва. Это формальная вещь, но она является слишком важной, чтобы юристы не заметили это обстоятельство.
— Как вы оцениваете перспективу существования большинства, принимая во внимание те обстоятельства, которые угрожают ему — кроме референдума, это еще и внутренние противоречия, проблемы с кворумом и тому подобное.
— Кое-кто из большинства обращает излишнее внимание на те опасные моменты, которые, конечно, существуют. Вместо того, чтобы «скулить», как волки на луну, пусть берут ручку в руки и начинают работать над законами. Чем больше будут «скулить», тем больше будет шансов этот парламент распустить. Чем больше будут работать, тем больше шансов у этого парламента дожить до 2002 года. Я уверен, что у этого парламента есть шанс не только стать «долгим парламентом», но и быть переизбранным через 2 года. Большинство только начинает делать первые шаги, и нужно, чтобы все стороны работали в направлении консолидации, а не на разъединение интересов. Если перефразировать известное выражение, то можно сказать: «Большинство, о котором так много говорили, наконец свершилось». Но у этой фразы есть продолжение: «Наша задача — всем своим трудом укреплять это большинство, а не разъединять». Я считаю, что это ситуативное большинство может существовать в дальнейшем, превратиться в конституционное большинство, которое будет плодотворно работать и принимать необходимые решения.