Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия должна ответить

Впервые суд приступил к рассмотрению дела об агрессии против Украины
13 января, 2016 - 18:54
ФОТО РЕЙТЕР

В среду в Шевченковском районном суде г. Киева состоялось судебное заседание по делу об установлении факта вооруженной агрессии против Украины. На этот раз суд удовлетворил ходатайство правозащитника Станислава Батрина о привлечении к процессу заинтересованных сторон, а именно РФ в лице ее посольства в Украине и Президента Украины в лице представителей его Администрации. Батрин добивается юридического признания вторжения России в Украину и дачи данному факту оценки в едином судебном решении с фамилиями военных армии РФ, с детальным описанием хронологии этого вторжения и соответствующего ущерба, который нанесен в результате этой агрессии интересам государства и украинским гражданам. Как сообщает сторона истца, к делу уже привлечены Минобороны, СБУ и МИД. Суд, в свою очередь, требует от Генеральной прокуратуры Украины сведения об уголовных производствах по фактам военных действий РФ и ее армии на территории Украины. Батрин отмечает, что решение парламента о признании агрессии Российской Федерации является необходимым, но лишь политическим шагом. Заявление Верховной Рады «не предусматривает доказательную базу фактического пребывания российских войск на территории Украины, совершения ими преступных деяний против Украины и преступлений против человечества».

Действительно, уже почти два года идет война, которую развязала РФ против Украины, существует множество доказательств вторжения российских войск и их преступлений против украинского народа, но до сих пор вопрос системной фиксации и надлежащего правового сопровождения этих фактов остается неясным. При этом замечено, что инициатива в этом вопросе исходит больше от самих граждан, чем от государства.

Правозащитник Батрин утверждает, что исключительно посредством механизма юридического признания этого факта Украина сможет претендовать на компенсации в международных судах со стороны России, а не «террористов». «В ином случае нас ждет колоссальное разочарование, поскольку мы до сих пор «проводим антитеррористическую операцию», а не даем отпор агрессору», — предостерегает правозащитник. За упомянутыми преступлениями стоят конкретные потери в целой гамме секторов. Это и территориальные, и политические, и экономические и самое главное — человеческие потери. Все эти вопиющие моменты юридически связаны с фактом агрессии, который отрицает сама Россия и использует для этого соответствующие информационные спекуляции.

Напомним, что Станислав Батрин еще летом 2014 года обратился в Шевченковский районный суд с требованием об установлении факта вооруженной агрессии против Украины. Но тогда судья странным образом отказала в открытии данного производства. Апелляционным судом города Киева решение судьи было отменено. После этого вместо рассмотрения дела по сути начался фактический саботаж судьей этого дела, которое растянулось на полтора года. Однако этот вопрос не только к судебной системе, но и ко всей властной вертикали, в которой по этому вопросу отсутствует политическая воля.

Андрей СЕНЧЕНКО, народный депутат VII созыва:

— В плане суда относительно агрессии РФ против Украины существует много преград. Прежде всего, существует довольно неопределенная политика Президента относительно государства-агрессора. Это и продолжение эпопеи с определением войны как АТО вместо того, чтобы называть все своими именами. Поскольку наша судебная система довольно конъюнктурная и очень сильно подчинена влиянию власти, то все те, которые сейчас больше других кричат о необходимости перезагрузки этой судебной системы (имею в виду и Президента, и правительство) они наиболее заинтересованы в сохранении контроля над ней. Судьи понимают, что они являются заложниками этих игр. Разного рода разговоры о переаттестации могут вылиться в то, что будут убирать тех судей, которые не удовлетворяют власть. Поэтому судьи пытаются предугадать желания Президента и правительства. Но следует отметить, что существуют и другие примеры. Эту блокаду правозащитники в определенной степени прорвали. Я занимаюсь судами с РФ как с государством-агрессором вместе с командой общественного движения «Сила права». У нас уже есть первые решения Голосеевского суда Киева, Суворовского суда и апелляционного суда Херсона, где Россия признана государством-агрессором по искам вынужденных переселенцев из Крыма и Донбасса. В этих решениях есть четко установленные факты того, что конкретный истец стал вынужденным переселенцем в результате российской вооруженной агрессии и оккупации части территории Украины. То, чем занимается команда Станислава Батрина, я всячески поддерживаю. Они пытаются заставить судебную систему и органы власти как участников процесса назвать все своими именами. А это непросто, потому что, опять же, неясной является позиция самой власти в отношении этого. На что ориентируется эта власть, мы можем увидеть по Минским соглашениям, по сепаратным переговорам с представителем агрессора Грызловым за спиной Европы и США.

Станислав БАТРИН в комментарии «Дню» объясняет:

Если просмотреть ведущие иностранные издания, то одной из топ-10 новостей в мире признано даже не само вторжение в Украину России, а именно ухудшение экономической ситуации в РФ, что стало следствием внутреннего кризиса в Украине. То есть за последние два года сделано все, чтобы запад воспринимал войну в Украине не как агрессию РФ, а как внутренний конфликт. Это является красной карточкой для власти. Поэтому пока украинская власть не сделала конкретных шагов, чтобы получить конкретные приговоры в отношении российских граждан, мы пытаемся получить единый документ, который будет доказывать факт агрессии России против Украины. Тогда не будет никаких сомнений, ведь будет единое судебное решение, которое переведено на английский язык и направлено ко всем странам мира и ООН.

Если украинский суд откажет в удовлетворении этого заявления, тогда российская пропаганда и все заинтересованные лица будут утверждать, что даже украинский суд отказался признать факт агрессии. Но я верю в то, что украинский суд сможет принять принципиальное решение. Министерство юстиции и правительство, в свою очередь, за эти два года неправильно отнеслись к вопросу вооруженной агрессии РФ. Все потому, что этот вопрос не был решен консолидировано и системно. Есть более 700 заявлений в Европейский суд по правам человека от украинцев. Однако пока на должном юридическом, а не только политическому уровне не будет признан факт агрессии, то за этим не может следовать и возмещение нанесенного ущерба государству и гражданам.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ