Принимая все это во внимание, можно понять обеспокоенность газеты «День», которая в публикации «На рынке горючего пахнет жареным» от 8 августа ставит эти наболевшие проблемы. В общем соглашаясь с поставленной проблематикой, хотелось бы четко ответить на ряд существенных неточностей этой публикации. Прежде всего, беспокоит тон подзаглавия, что якобы правительство начало осуществлять несогласованные с трейдерами мероприятия по регулированию цен на бензин. Так вот, могу авторитетно заявить: новое правительство и, в частности, Минэкономики Украины не оказывает никакого давления на нефтеперерабатывающие компании, на нефтетрейдеров, полагая, что взаимоотношения с ними лучше выстраивать на гражданской основе.
Для нас самое главное, чтобы действия обеих сторон не отражались негативно на экономике страны, чтобы ритмично и на максимальных мощностях работали отечественные нефтеперерабатывающие предприятия, были созданы действительно конкурентные условия на рынке нефтепродуктов для всех субъектов ведения хозяйства, а в итоге оставались стабильными цены на бензин и дизтопливо, с тем чтобы, следовательно, ситуация в государстве оставалась стабильной.
В самом деле, в январе-феврале прошлого года ситуация на рынке нефтепродуктов в известной степени потеряла управляемость. Это было обусловлено, прежде всего, сокращением выпуска отечественных моторных видов горючего ввиду практического отсутствия поставок российской нефти в Украину в декабре 1999-го — январе 2000 года. Также негативно повлияла монополизация импорта нефтепродуктов совместными предприятиями, которые тогда не выплачивали необходимые налоги и сборы, что привело к практической неконкурентоспособности нефтепродуктов собственного производства.
Однако с того времени правительство приняло ряд серьезных мер, с тем чтобы подобное не повторялось. В частности, была разработана и введена в действие Стратегия функционирования рынка нефтепродуктов, направленная на максимальное обеспечение внутреннего рынка основными нефтепродуктами собственного производства. Кроме того, правительство начало рассматривать нефтеперерабатывающие заводы своими стратегическими партнерами и работать с ними в тесном сотрудничестве.
Благодаря этим совместным усилиям украинский рынок на сегодняшний день более чем на 75% напитывается нефтепродуктами собственного производства, а цены на бензин, дизтопливо и смазки колеблются несущественно.
Напомню, что ситуация на рынке нефтепродуктов с конца прошлого года остается стабильной и прогнозируемой. Обеспечиваются достаточные ресурсы горючего. Отечественные НПЗ работают без перебоев. Цены колеблются незначительно. Украина практически не испытала влияния европейского бензинового кризиса в конце 2000 года. В ноябре рост цен в Украине был в 3 — 5 раз меньше по сравнению с Европой. А в декабре 2000 года они достигли своего докризисного уровня.
На протяжении первых шести месяцев в этом году цены на нефтепродукты снижались.
Так что никаких тревог, о чем идет речь в публикации газеты, нет. Даже июльский всплеск цен (их повышение на 3 — 7%) на нефтепродукты не дает оснований для опасения насчет того, что может повториться летняя ситуация предыдущих лет. Подтверждением этого является снижение цен уже в начале августа, которое испытали все категории потребителей.
В общем, июльское повышение цен на нефтепродукты, как это было и раньше, вызвано сезонным ростом объемов потребления бензина и дизельного топлива, в том числе — и на селе, ограниченностью средств на уплату у сельскохозяйственных производителей. Также на рост цен повлиял плановый ремонт двух нефтеперерабатывающих заводов, в результате чего ресурсы горючего временно сократились.
Мы не допустим уменьшения объемов производства нефтепродуктов на отечественных предприятиях. Так, Министерством экономики рассчитан баланс нефтепродуктов на 2001 год с учетом объемов поставок импортной нефти, в частности, на условиях инвестиционных обязательств относительно загрузки сырьем ОАО «Одесский НПЗ», ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» и ОАО «Херсоннефтепереработка» при реализации государственных пакетов акций этих предприятий, а также объемов ее добычи в Украине.
Прогнозируем также стабильные поставки импортных нефтепродуктов.
Таким образом, расчетный ресурсный баланс на текущий год вполне удовлетворяет потребности Украины в нефтепродуктах.
Вместе с тем, заботой правительства является создание реальной здоровой конкурентной среды на украинском рынке нефтепродуктов между всеми его участниками. Ведь стабильность цен на бензин, дизельное топливо и различные виды смазок зависит, в частности, от уровня развития конкуренции между нефтеперерабатывающими заводами Украины, а также от эффективной загрузки их мощностей. Мы уверены, что в этом вопросе мы придем к согласию с руководством нефтеперерабатывающих заводов.
В данном контексте важным является усилить влияние государства на три нефтеперерабатывающих завода (ЗАО «Укртатнефть», ОАО «Нафтохiмiк Прикарпаття» и ОАО «НПК-Галичина»), в которых остались государственные пакеты акций. При этом нaряду с реализацией мер по увеличению объемов добычи нефти в Украине будет обеспечено ее перерабатывание именно на этих предприятиях. Ведь только они производят широкий спектр конкурентоспособных смазок, а также авиационный керосин, парафин и т.п.
На урегулирование этих вопросов направлено последнее решение аукционного комитета по продаже нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля. Этим решением нефть, добываемая ОАО «Укрнефть», продается на аукционах лишь при условии поставки на ОАО «Нафтохiмiк Прикарпаття», ОАО «НПК-Галичина» и ЗАО «Укртатнeфть».
Отмечу, что данное решение вполне учитывает качественные характеристики украинской нефти и особенности нефтетранспортной сети Украины, а также соответствует требованиям насчет необходимости поставок нефти с определением базисов поставки конкретным НПЗ (Постановление Кабинета Министров Украины от 4 апреля 2000 года за № 599).
Отдельно скажу, что к компаниям «ТНК», «Лукойл» и «Казахойл» не было применено никаких дискриминационных мероприятий. То, что, кроме этих компаний на рынке работают другие, — это вполне нормально. Правительство ни в коем случае не посягает на то место на рынке, которое занято ими. Пусть работают, покупают, но перерабатывают по технологическим схемам переработки, определенным отраслевыми институтами-проектировщиками НПЗ. Ведь именно они являются оптимальными для Украины, так как обеспечивают наиболее эффективное перерабатывание украинской нефти.
Значительное внимание в текущем году правительство уделяет обеспечению скоординированности действий по организации и функционированию украинского нефтяного рынка между всеми его участниками и органами исполнительной власти, а также налаживанию партнерских отношений с украинскими производителями.
В частности, недавно под председательством премьер-министра Украины была проведена встреча с участниками рынка нефтепродуктов, на которой всесторонне обсуждался ряд проблемных вопросов его функционирования. По результатам этой встречи было принято протокольное решение и разработан соответствующий План по разрешению проблемных вопросов, поднятых на совещании. В рамках этого плана и в целях поиска согласованных решений насчет максимально стабильной и эффективной загрузки мощностей нефтеперерабатывающих предприятий будут проведены брифинги, встречи, совещания с руководителями и владельцами нефтеперерабатывающих заводов Украины. Кроме того, с удовольствием скажу, что все участники совещания у премьер- министра Украины положительно оценили последние действия и решения правительства, направленные на обеспечение стабильного развития рынка нефтепродуктов.
И под конец еще раз отмечу, что поднятая тема, безусловно, актуальна. Но притом хотелось бы подчеркнуть, что интересы рынка требуют более четко очерченного ее раскрытия. Поэтому я призываю средства массовой информации при подготовке материалов о состоянии и прогнозном функционировании рынка нефтепродуктов проводить более глубокие консультации со специалистами. Со своей стороны, Министерство экономики открыто для сотрудничества. Мы готовы предоставить любые материалы, квалифицированные советы и консультации, с тем чтобы данная тема раскрывалась в средствах массовой информации объективно, честно и с позиции государственных интересов.