Недавно вышла в свет еще одна книга, посвященная прошлогодним событиям, которая так и называется — «Помаранчева революція». Ее автор — известный украинский историк, профессор, заместитель директора Института истории Украины Станислав Кульчицкий. В книге использовано немало публикаций из интернета, журналов и газет, в том числе и из «Дня», — она даже открывается ссылкой на дискуссию на тему «Что это было», которая в свое время велась на страницах нашей газеты...
Исследователь смотрит на оранжевые события сквозь призму причинно-следственных связей. И создает своеобразную историческую цепочку: 1917— 1991— 2004 годы. Автор убежден, что 1991 год также был революцией, когда «коммунизм распался изнутри, потому что не смог справиться с проблемами, порожденными собственным существованием.» Но, в отличие от стран Балтии, где сбереглись, хоть и в подавленном виде, элементы гражданского общества, Украина тогда еще не смогла свергнуть тоталитарное иго. Поэтому, по мнению С. Кульчицкого, цветные революции в Украине и Грузии являются закономерностью — как вторая попытка избавиться от остатков советской системы.
Автор откровенно восторгается оранжевой революцией как всплеском народной энергии, но критикует власть за «революционные методы» в экономике.
Однако, по убеждению автора, «с 2005 года мы начинаем жить и действовать с чистого листа». Ответственность за государство и общество берет на себя новое поколение, и в этом суть оранжевой революции... Украинское общество больше не является посткоммунистическим, постсоветским, постгеноцидным. ХХI век будет для украинского народа веком прогресса и процветания», — пишет Кульчицкий.
Хотя книга имеет все признаки научного издания, она захватывает. Особенно тех ее читателей, которые стремятся еще раз пережить тот момент рождения нации, свидетелями которого мы были год назад. Актуален ли этот труд сейчас, ведь книга — это не «горячая» газетная или журнальная статья, и автор анализа прошлогодних событий рискует «не успеть» за развитием событий сегодняшних? Станислав Кульчицкий, как он сказал в комментарии «Дню», не видит в этом проблемы, ведь ему чужда политическая конъюнктура. К тому же роль главного действующего лица революции — народа — никто не подвергает сомнению и сегодня.