Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С момента отравления Ющенко прошло два года

6 сентября, 2006 - 19:50
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Вчера, 6 сентября исполнилось ровно два года с того времени, как впервые было заявлено об отравлении тогда еще кандидата в Президенты Украины Виктора Ющенко. Однако и до сих пор в этом деле не поставлена окончательная точка. Напротив, вопросов появилось еще больше, чем есть ответов. Подавляющее большинство следователей и экспертов единодушны в одном: отравить Виктора Ющенко мог только очень близкий человек, имеющий к нему постоянный доступ. Не исключают они и причастности к этому преступлению иностранных спецслужб.

В пятый день осени смутного 2004-го кандидат на должность главы государства, лидер оппозиционной на то время «Нашей Украины» Виктор Ющенко стал другим. Тогда еще окончательно не знали, отравление ли это, или, возможно, последствия неизвестной хронической болезни, или даже результат неосторожной косметической операции. В тот день Виктор Ющенко ужинал с главой СБУ Игорем Смешко и его заместителем Владимиром Сацюком. Именно это дает основания подозревать в совершении преступления украинские спецслужбы, хотя многие из экспертов с этим не согласны. Через две недели, после обследования в Австрии, пострадавший появляется на парламентской трибуне и заявляет: «Убийца — это власть». Сразу создают депутатскую следственную комиссию. Один из ее членов, врач Николай Полищук вспоминает: комиссия работала предвзято, хотела доказать, что это — не отравление. И только через три месяца австрийская клиника «Рудольфинерхаус» публикует официальное заключение: Виктора Ющенко отравили диоксинами. «Это было острое отравление, из которого, слава Богу и слава врачам Ющенко, он вышел и заболевание перешло в хроническую симптоматику, которую мы наблюдаем. Могу сказать, что он очень удачно вышел из этой ситуации», — рассказывает нынешний народный депутат «нашеукраинец» Николай Полищук. Тем временем Генпрокуратура, которую на то время возглавлял Геннадий Васильев, возбуждает уголовное дело по факту покушения на жизнь. Несколько впоследствии закрывает его из-за отсутствия необходимых доказательств. Святослав Пискун, вернув себе главное прокурорское кресло, восстанавливает расследование. Утверждает, что тогда, вместе с СБУ, он был очень близок к завершению следствия, но его уволили. Тогда же лишили должности главного следователя по этому делу — генерала Куцого. Теперь экс-генеральный прокурор и народный депутат от «Партии регионов» не верит, что преступников все же удастся наказать.

В канцелярии главы государства уже второй год твердят: Президент Украины заинтересован в как можно более скором расследовании дела об его отравлении. Здесь, и не только здесь ждут гениального следователя а ля Шерлок Холмс, который найдет заказчиков и исполнителей покушения. А согласно украинскому законодательству господина Холмса нужно искать в Генеральной прокуратуре. Впрочем, узнать в Генпрокуратуре об успехах детективов не удается. Там на большинство вопросов либо отмалчиваются, либо отвечают стандартно: следствие продолжается, все детали — тайна.

В президентском Секретариате на Генпрокуратуру все-таки рассчитывают. Тем временем глава государства проходит регулярные медицинские обследования и не забывает о спорте. «Президент Украины чувствует себя хорошо, находится в хорошей физической форме. Он выдерживает безумные нагрузки и насыщенный рабочий график», — рассказывает о самочувствии своего шефа пресс- секретарь Президента Ирина Геращенко.

Возвращаясь к событиям недалекого прошлого, следует отметить, что с Виктором Ющенко и его семьей и без истории с отравлением случались довольно неординарные случаи. В 2003 году в Киев приезжает молдавский киллер Карамалак, и в то же время агент СБУ в России сообщает, что этот международный преступник оказался в Украине для подготовки покушения на Ющенко. Карамалака, которого искал Интерпол, задерживают в Борисполе и... неожиданно отпускают. А летом 2004-го во время предвыборной агитационной поездки в Херсонскую область некий КамАЗ трижды пытается сбросить автомобиль Виктора Ющенко в кювет, а когда требуют объяснений, то водитель-фермер из «глухого» села напамять цитирует 63 статью Конституции, что он может не свидетельствовать против себя…

***

«Посмотрите на мое лицо, прислушивайтесь к моей дикции — это одна сотая той проблемы, которая у меня была. Посмотрите хорошо, чтобы с вами этого не случилось. Потому что это не проблема кулинарии, это не проблема еды, как кто-то пытается это трактовать.

Не спешите, уважаемые друзья, судить. Я хочу спросить каждого из 450 депутатов, которые есть в этом зале: за последние 10 или 20 лет вы меня пьяным когда-нибудь видели? Поднимите руки.

И речь, друзья, идет сегодня не о кухне буквально — речь идет об украинской политической кухне, где заказываются убийства, и только стоит вопрос — каким образом?

Не спрашивайте, кто следующий. Следующим будет каждый из нас. И когда стоит вопрос, как судьба обошла меня — просто не та доза, не то время, и мои ангелы тогда не спали. Вот что помогло мне остаться в этом мире.

И давайте сделаем два вывода. Вывод номер один. Я бы очень хотел, друзья, чтобы мы получили правовой ответ, кто это сделал и кто этот убийца. Но вы хорошо знаете, кто этот убийца. Убийца — это власть. И никогда нынешний генеральный прокурор не даст ответ на то, кто убил Гонгадзе, кто убил Гетмана, кто покушался на многих других. И поэтому я с большим удивлением узнал, что президент Кучма распорядился открыть уголовное дело по факту моего отравления».

(Народный депутат от «Нашей Украины» Виктор Ющенко во время выступления в ВР 21 сентября 2004 года.)

***

«Конечно, я всегда боялась за Виктора, но никогда не могла допустить, что его недруги могут зайти так далеко. Поэтому первые симптомы болезни не вызвали у меня серьезной обеспокоенности. Очень хорошо помню тот вечер. В ночь на шестое сентября Виктор вернулся домой поздно. Я, как всегда, поцеловала его и почувствовала на губах какой-то необычный лекарственный привкус. Я даже спросила у мужа, не принимал ли он каких-то лекарств. Виктор ответил, что нет, сказал, что устал, и признался, что очень не хотел ехать на эту последнюю встречу.

Сначала, успокаивая себя, я думала, что это обычное недомогание, которое может появиться у любого человека. Более того, пока украинские врачи не установили диагноз — бытовое отравление, мы связывали недомогание с усталостью, накопившейся за время его многочисленных командировок, митингов, встреч с людьми.

Я поняла, насколько все серьезно только через несколько дней, ведь самочувствие мужа все ухудшалось. Виктор и сам не сразу понял, что его отравили. Некоторые наши друзья и коллеги мужа с самого начала настаивали на обязательном обследовании в авторитетной европейской клинике. Они говорили о необходимости независимого обследования, о вопросе безопасности. Однако мы долго колебались, прежде чем принять окончательное решение. К счастью, оно оказалось правильным. Ведь, по словам австрийских медиков, предыдущий диагноз, поставленный в Украине и назначенный в связи с этим курс лечения, были неточными. И если бы мы отложили госпитализацию еще хотя бы на сутки, мы рисковали потерять Виктора. Врачи считают, что если бы мы опоздали всего на несколько дней, возможность летального исхода составила бы 80 процентов».

(Жена Виктора Ющенко, пани Катерина в интервью еженедельнику «Зеркало Недели», 2 октября 2004 года.)

***

«Мы знаем, как произошло отравление Виктора Андреевича Ющенко! Кто за ним стоит и какие вещества для этого использовались и сразу после победы (Ющенко на президентских выборах — Авт. ), когда появится честный прокурор, честный министр МВД, честный глава СБУ я уверена, расследование будет за несколько месяцев завершено».

(Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, сентябрь 2004)

***

«В болезни Ющенко нет фактов отравления ни ядами, ни биооружием, а есть только проблема обострения герпетической инфекции. Обострение болезней Виктора Андреевича произошло потому, что почти все его болезни, которые были обнаружены, были связаны с хроническими болезнями».

(Владимир Сивкович, председатель парламентской комиссии по расследованию отравления Виктора Ющенко)

***

«У нас не осталось никаких сомнений. Однозначно речь идет о попытке отравления. Диоксин — одно из самых токсичных техногенных веществ. Это было тяжелое заболевание, но не смертельное. Однако, если бы не были приняты своевременные меры, то все могло бы закончиться трагически. Отравление Виктора Ющенко было, вероятно, преднамеренным. В крови и тканях Ющенко была зафиксирована концентрация диоксина в тысячу раз превышающая норму».

(Главный врач «Рудольфинергаусу» Михаель Цимпфер, 15 декабря 2004 года)

***

«Знаете, когда я был в больнице, во всех церквях Украины люди молились за мое выздоровление. Я не могу себе представить, как отплатить этим людям, как долго я должен стоять на коленях, чтобы отблагодарить их за голоса и усилия. Конечно, были и трагические, и уникальные, и счастливые дни. Я жив, я Президент страны, я выиграл выборы, нация — со мной. Это и есть счастье».

(20 сентября 2005 года, Президент Украины Виктор Ющенко во время ток-шоу Ларри Кинга (CNN), США.)

Наталья РОМАШОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ