Народный депутат от Днепропетровщины Олег ЦАРЕВ (фракция «Регионы Украины») — один из самых непубличных и в то же время самых активных членов команды экс-кандидата Виктора Януковича. Широкая общественность о нем узнала по обрывкам разговоров (приписываемых депутату) на знаменитых «пленках Рыбачука». Ссылаясь на то, что их подлинность юридически так и не установлена, комментировать их Олег Царев отказывается. По его словам, история с пленками — это «бред, в который он даже не счел нужным вслушиваться». Поэтому «День» в свою очередь счел возможным задать г-ну Цареву несколько вопросов на злободневные темы. О том, как вчерашние провластные силы чувствуют себя в роли оппозиции, а также о их планах относительно реванша в 2006-м — в интервью «Дню».
— Будут ли «Регионы...» пытаться найти компромисс, в том числе кадровый, с новой властью?
— Даже сами народные депутаты еще не до конца осознали, что такое жесткая оппозиция, и какие она предполагает действия. Привыкнуть к кардинальной смене статуса не так-то просто. Так или иначе, мы, как и ранее, станем поддерживать все законопроекты, направленные на улучшение жизни простых граждан, вне зависимости от того, кто их автор, — депутаты- единомышленники, оппоненты или новое правительство. То есть будем работать. «Регионы Украины» — серьезная политическая сила. Мы, я уверен, возьмем реванш уже в 2006-м, рассчитываем на значительную часть мандатов, позволяющую сформировать большинство.
— Чем подкреплен ваш оптимизм?
— Прохождение во власть представителей правых сил, часть из которых настроена весьма радикально, — исторический прецедент. Избирателей несложно понять: многие голосовали за оппозицию в надежде на позитивные изменения в экономике, социальной и культурной сфере. Суждено ли сбыться их чаяниям? На сегодня мы находимся на пике экономического роста, за которым, согласно всем объективным законам, неизбежно следует спад. К тому же, серьезную подножку подставила революция. Думаю, уже совсем скоро электорат центральной части страны, не говоря о Юге и Востоке, обманувшись в надеждах, перейдет в серьезную оппозицию к новой власти. Другое дело — бизнес. Нигде в мире крупный бизнес никогда не был в оппозиции к власти. Бизнес и власть должны находить взаимовыгодный компромисс, иначе либо исчезнет власть, либо остановится экономика. Уже звучат заявления о том, что бороться с «бело- синим» Востоком очень-де просто — усилить налоговое давление. Но прежде всего пострадает экономика даже не отдельно взятого региона, а всей страны. До выборов еще больше года, и очень важно, какую на это время позицию займет команда нового Президента: экономического шантажа, персонализированного преследования политических оппонентов или конструктивного диалога.
— В одном из последних интервью Владимир Литвин допустил, что фракция «Регионы...» в скором времени может расколоться на две, а то и на три части. Насколько реалистичны подобные прогнозы?
— Если исходить из того, что к власти пришли истинные демократы, то оппозиции бояться нечего... Наша фракция однородна по составу. Не исключаю, что в будущем могут отойти еще четыре-пять человек, однако уже через пару месяцев начнется обратный процесс.
— Расскажите о переговорах между «Регионами...» и СДПУ(О) о возможности формирования единой оппозиционной парламентской коалиции. Приглашены ли к участию коммунисты?
— Эта тема не единожды обсуждалась на заседании фракции, и лично я выступал за обязательное привлечение к процессу коммунистов. Это наши давние политические единомышленники, что подтверждается результатами голосований по многим ключевым вопросам. Несомненно, в ближайшее время КПУ в целом и их парламентскую фракцию в частности ожидает модернизация. Думаю, украинские коммунисты пойдут по пути своих французских коллег, после Второй мировой значительно обновивших программные положения, настаивавших на закреплении положений о частной собственности в Конституции и, как следствие, имеющих своих министров в правительстве. Коммунисты могут быть конструктивной политической силой, а не аутсайдерами, как многие думают.
— Рассматривается ли возможность доизбрания Виктора Януковича в парламент четвертого созыва?
— За время кампании Янукович очень вырос, стал политиком общенационального масштаба. Пятнадцать миллионов избирателей выдали ему кредит доверия, и это нельзя недооценивать. Его имя превратилось в бренд, вокруг которого менее чем через год сплотится мощная политсила. Впрочем, в узком кругу он не единожды говорил, что лидерство для него не самоцель, просто в определенный момент он оказался на острие ножа, в эпицентре событий и был вынужден принять удар на себя. Считаю, приобретение им депутатского статуса было бы правильным шагом, но для этого нужен свободный округ.
— Эсдеки также претендуют на ведущие роли в оппозиции, как вы будете договариваться?
— На уровне депутатов контакты с социал-демократами у нас очень тесные. До выборов мы, к сожалению, практически не общались, а за последние полгода не просто сработались, но и сдружились со многими депутатами из СДПУ(О). На уровне парламента готовы взаимодействовать максимально эффективно и доверяем друг другу. Уверен, лидеры сумеют найти общий язык, даже несмотря на существующие противоречия по некоторым рабочим вопросам.
— Станете инициировать передел парламентских комитетов?
— Сомневаюсь, что у нас это, даже при большем желании, получится. Может элементарно не хватить голосов. Кроме того, существующий порядок вещей дает основания сомневаться в целесообразности данного мероприятия. Однако нынешняя власть уже выразила готовность поделиться некоторыми комитетами. Так, в случае перехода Петра Порошенко в Совбез место главы бюджетного комитета, как первый заместитель, автоматически займет Валерий Коновалюк. Такой сценарий нас вполне устраивает.
— Реальна ли возможность ротации президиума ВР?
— Теоретически — да, но практически это не так-то просто, и вряд ли сейчас имеет смысл. В свое время эсдеки предлагали нам инициировать отставку руководства, но мы тогда отказались, пожалели Зинченко…
— Поддержат ли «Регионы...» кандидата в премьеры Юлию Тимошенко?
— Мы еще не определились, станем ли вообще голосовать по данному вопросу, он только обсуждается. Лично мне фигура Юлии Тимошенко импонирует, но на сегодня это всего лишь мое личное мнение.
— Кто в новом Кабмине будет отстаивать интересы областей, в которых большинство голосов получил Виктор Янукович?
— Проигравшие лишены права делать кадровые предложения. Тем более до тех пор, пока не задекларируют свои премьерские симпатии. Только после этого, в обмен на поддержку того или иного претендента, теоретически можно вести переговоры о предполагаемых дивидендах. Поиски компромисса остаются в компетенции лидеров партии и фракции.
— Вы будете лоббировать принятие закона об оппозиции?
— Законодательное закрепление прав и обязанностей меньшинства, несомненно, пошло бы на пользу не только политикуму, но и обществу в целом. Мы, депутаты экс-большинства, зачастую вопреки желаниям бывшего президента, поддерживали оппозицию в вопросах, в частности, расширения свобод граждан Украины. Об этом свидетельствуют как парламентские конфигурации, имевшие место до настоящего времени, так и результаты волеизъявления по многим щекотливым вопросам, таким, например, как дело Юлии Тимошенко.
Однако свободы должны быть закреплены законодательно. Еще до выборов мы выражали готовность поддержать проект закона об оппозиции сразу по факту его вынесения в зал, безусловно, пойдем на это и сейчас.
— Будете ли вы способствовать проведению реформы местного самоуправления, основа которой была заложена при «пакетном» голосовании, и далее развивать тему федерализации?
— В таких вопросах важна этапность. Запускать процессы федерализации можно лишь по факту воплощения ранее принятых изменений в Конституцию. Уверен, что когда они заработают в полную силу, a районные советы станут избираться по партийным спискам, на периферии появится больше «кислорода», возможность действовать сообразно с принципами децентрализации и делегирования полномочий.
Однако сразу же актуализируется проблема наполнения местных бюджетов. Даже самая замечательная система администрирования не может быть эффективной в случае отсутствия правильных схем финансирования.
За рубежом считается, что на местах должно оставаться минимум 70% от всех собранных в регионе средств, у нас же этот показатель колеблется на уровне 30% и ниже, все остальное отправляется в центр. Большая часть денег потом вновь возвращается в область, но это зависит от доброжелательности вышестоящей власти по отношению к губернатору, прочих субъективных факторов.
Осуществив эти изменения, следует их глубоко проанализировать и если выводы окажутся позитивными — продолжать курс на федерализацию, позволяющий регионам жить полнокровной жизнью, без оглядки на фамилию Президента.