Второй раз севастопольская городская газета «Слава Севастополя» проводит городской народный конкурс на звание «Человек года». На этот раз жюри получило от горожан более 1500 заполненных анкет. В номинации «Политик года» севастопольцы отдали пальму первенства Ивану Ивановичу КУЛИКОВУ , депутату Севастопольского городского совета, директору городского Делового и культурного центра, руководителю городского избирательного штаба Леонида Кучмы. Вердикт о присвоении этого звания, как видно по всему, никем не навязан, так добровольно решили сами горожане, что свидетельствует о высоком авторитете и доверии жителей города к моему собеседнику. Итак…
— Иван Иванович, что вы скажете об одном моем наблюдении, которое, признаюсь, и меня самого поразило. Раньше город-герой был вне конкуренции — чист, прибран, подтянут, всегда праздничный, лучше любого крымского города. А сейчас я уловил, что-то новое: ваш город не такой праздничный, прямо в воздухе стоит какой-то пессимизм, нет былого лоска, военного шика, дисциплины. Или это ненастная погода конца зимы так повлияла на мое впечатление?
— Я думаю, что это впечатление ошибочное, город не может так просто потерять лицо, которое формировалось десятилетиями. Но действительно, внешний вид города изменился, покойный глава администрации Борис Кучер нашел в себе мужество избавить центр города от этих ларьков, шалманов, теперь здесь расположены крупные магазины и фирмы, которые за счет своих собственных средств смогли благоустроить центр города. Сейчас в Севастополе объявлен месячник по благоустройству и каждая семья хочет посадить дерево или кустарник возле своего дома, ведь желание севастопольцев сделать и содержать свой город лучше других городов Крыма — это неистребимо в нас…
— А само настроение севастопольцев, их отношение к жизни, к городу, к себе, как оно изменилось в последнее время?
— Если судить по выборной кампании, то у людей появилась надежда, что жизнь улучшится потому, что есть четкая программа преобразования общества. Но после выборов этот период раскачки и бездеятельности, а особенно когда жизнь еще усложнилась и в отношении обеспечения энергоносителями, и в отношении тарифов на коммунальные услуги, он поубавил у людей оптимизма. Все ждут от руководителей страны энергичных и серьезных действий по наведению порядка.
— Изменилось ли сегодня отношение севастопольцев к Украине и если да, то в каком направлении?
— Среди севастопольцев есть разные настроения, но большая часть жителей города, — по крайней мере за Президента голосовало 52 процента наших горожан, — они себя отождествили с Украиной. Они понимают, что для нас это родная страна, это наша Держава, с большой буквы, и со всеми вытекающими отсюда последствиями.
— Дела в России всегда интересовали севастопольцев и никогда не были им чужды. Как севастопольцы сегодня оценивают дела у нашего северного соседа и какое отношение к ней?
— Что касается России, то надо сказать, что до недавнего времени у нас в городе было глубокое убеждение, что жизнь там лучше. Одна из причин этого состоит в том, что там реформы проводились более энергично и эффективнее. И менталитет такой был, что Россия, как громадная держава, которая имеет богатейшие природные ресурсы, должна выстоять…
— Мне кажется, что тут была такая ошибка — крымчане сравнивали крымскую ситуацию с российской столицей. А если сравнить провинцию с провинцией…
— Но сейчас вот, когда наши товарищи ездят в Россию, в Санкт-Петербург то видят, что жизнь там не настолько лучше, как казалось издалека. Там есть свои особые сложности. И самое главное, что неприемлемо нашему менталитету, так это то, что реформы там пошли гораздо дальше и Россия стала чисто уже капиталистическим государством. Поэтому наступает какое-то отрезвление в этом отношении и надежда на то, что в Украине можно будет жить лучше. Последние выборы, кроме того, показали, что Россия соскучилась по очень жесткому руководителю, державнику, который был бы способен к принятию серьезных решений. Россия видит Владимира Путина в этой роли. Поэтому севастопольцы поддерживают эту кандидатуру и уверены, что он будет избран президентом России. Хотя среди думающей части населения имеется одно серьезное опасение, что избрание Путина принесет нам большие проблемы. И не только для Крыма, но и для Севастополя, потому, что будут четко выстраиваться интересы государства. Поэтому необходимо быть сильным, чтобы с тобой разговаривали не как с человеком, который пришел каяться или просить прощения, а как с представителем сильного государства.
Конечно, те действия, которые сейчас предпринимает Россия в отношении нас неоднозначно все воспринимают. Одни злорадно говорят «ну вот вы ж хотели получить, и Россия вас в этом году зажмет, краны перекроет, и вы будете на коленях ползти просить прощения». Других это, конечно, бьет по самолюбию. Как же так, мы же русские, здесь живем, а нас вот так Россия подвергает испытанию? Такая точка зрения есть, это существенно.
— Как сегодня горожанами воспринимается наличие в городе Черноморского флота, даже двух флотов? Ведь раньше утверждали, что базирование двух флотов в одном Севастополе невозможно. Какое сегодня предназначение Черноморского флота вообще — как считают горожане?
— Это сложный вопрос. Сегодня, видимо, главная задача флота обеспечить торговые коммуникации и, на мой взгляд, противостоять возможной экспансии терроризма, миротворческие миссии. Большая часть севастопольцев сейчас совершенно спокойно относятся к тому, что корабли стран- членов НАТО заходят в Севастополь. Есть экстремисты, но их мало. Городской совет просто просит, чтобы его уведомляли о таких акциях. А всякая политика сходит на нет. Есть политика государства и в рамках этой политики выстраиваются отношения…
Как Севастополю выжить в этих условиях, когда имеются два флота? Мы видим спасение ситуации в создании Свободной экономической зоны на всей территории города Севастополя. И такие предложения мы тоже внесли…
— Но нынешнее правительство отрицает эффективность свободных экономических зон…
— Но по Севастополю особая ситуация. Заход кораблей Черноморского флота, завоз ими сюда товарных ресурсов, подрывает экономику, это бесконтрольно наводняет город товарами — де-факто здесь уже существует свободная зона…
— И много товаров завозят?
— Обеспечивают и свой гарнизон, и свой флот, и своих людей, и другим достается. Управление торговли Черноморского флота работает вне таможенных границ Украины. Все остальные субъекты находятся в худших условиях. Флотские же могут завезти какое-то сырье или товар и продать здесь, и не только здесь, а через Севастополь и по всей Украине, кстати. Эти условия нужно выровнять. Как их выровнять? Только созданием свободной экономической зоны, чтобы она существовала в границах города, а то, что будет вывозиться дальше — там уже все через таможню, как и все остальные. Это новая постановка вопроса и ее надо серьезно рассматривать… — Как изменились отношения российских и украинских моряков? Когда-то их нельзя было назвать дружественными…
— Время первых лет независимости, когда при прохождении строем украинских моряков в них кое-кто из экзальтированных бабушек бросал тухлые яйца или помидоры, уже давно прошло. Последние годы мы совместно проводим все крупные праздники, парады, причем идем фактически одним строем. Ушло уже то осуждающее отношение к украинским военнослужащим, которое было вначале, теперь часто бывает так, что среди севастопольцев родственники служат в разных флотах, получается, что в разных государствах и ничего. Мы общаемся, живем нормально и проводим праздники в нормальной обстановке.
— А как севастопольцы относятся к предстоящему референдуму и не могли бы вы спрогнозировать его результаты?
— Лично моя позиция в том, что референдум нужен обязательно, потому, что отношения между ветвями власти отрегулированы не до конца. Это тормозит развитие Украины, поэтому этот узел надо разрубить референдумом, севастопольцы на него пойдут. Конечно, наши люди гордые, они должны сами решить, как жить дальше. Я думаю, что больше половины людей ответят на вопросы утвердительно, возможно кроме первого вопроса. Но активное противодействие референдуму сейчас оказывают левые. Мне кажется, что референдум, как способ давления на Верховную Раду, чтобы она не занималась политической схоластикой — это именно то, что нужно…