Сессия Севастопольского городского совета приняла обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором просит его подписать принятый парламентом Украины Закон «О городе-герое Севастополе». Депутаты считают, что законопроект отражает интересы севастопольцев и введет, наконец, город в законодательное поле Украины. Однако не все политические силы города с этим согласны.
Закона Украины о статусе Севастополя горожане ждали больше 10 лет. Разговоры о необходимости законодательно определить место этого уникального города в украинской иерархии регионов начали ходить с первых лет обретения независимости. Было подготовлено и подано в парламент Украины несколько разных проектов. Город военных моряков, на который претендует и соседнее государство, до сих пор оставался единственной административно-территориальной единицей Украины, где законодательно не были урегулированы особенности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, единственным городом, жители которого пока не имеют права избирать городского голову. Из множества законопроектов «на финишную прямую» вышли два: народных депутатов от Севастополя Виктора Заичко, Ивана Вернидубова и «нашеукраинцев» Бориса Беспалого и Николая Катеринчука. «Победил» законопроект севастопольских депутатов. Однако тут и начались главные споры.
Не секрет, что в первую очередь авторы проекта добивались прямого права горожан избирать мэра и горсовет. Ведь до сих пор в Севастополе продолжает существовать городская государственная администрация, председатель которой назначается Президентом Украины. А это, как считают многие севастопольцы и авторы данного законопроекта, является нарушением положения ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления, где предусмотрены всенародное избрание мэра и возможность органов самоуправления формировать подотчетные им исполнительные органы.
С другой стороны, по мнению авторов отвергнутого «нашеукраинского» проекта, поскольку Севастополь практически включает в себя три города — Севастополь, Инкерман и Балаклаву, выборы севастопольского головы лишают два других города и поселок городского типа Качу права на местное самоуправление. В то же время новый глава Севастопольской горадминистрации считает, что предметно говорить о принятии эффективного закона о статусе Севастополя можно будет только после завершения админреформы, которая, несомненно, изменит конфигурацию всей власти. Виктор Заичко и Иван Вернидубов расценивали эти аргументы как боязнь Киева предоставить Севастополю большие полномочия, в результате чего страна якобы может получить еще один очаг сепаратизма типа Крыма образца 90-х годов. И эти опасения небезосновательны. В августе 1994 года, как известно, депутаты Севастопольского горсовета, вопреки Декларации о независимости Украины, законам Украины и международной практике, приняли решение о признании российского статуса Севастополя и постановление о выводе из города Военно- Морских сил Украины. После победы на выборах-2004 Виктора Ющенко и прихода к власти новой севастопольской администрации во главе с Сергеем Ивановым в городе резко активизировались пророссийские политические силы.
Однозначно выражали желание иметь подотчетный исполком и депутаты горсовета, поскольку администрация решения депутатов исполняет избирательно. Более того, новая администрация во главе с Сергеем Ивановым направила в прокуратуру документы о незаконных решениях местных депутатов, связанных с выделением 97 земельных участков. Поэтому в канун рассмотрения закона о статусе Севастополя на центральной площади города состоялся митинг, на котором требовали принять закон как депутаты во главе с председателем горсовета, так и пророссийские силы.
Сам Виктор Ющенко во время посещения Севастополя в мае нынешнего года высказался в поддержку отвергнутого народными депутатами «нашеукраинского» законопроекта.
Согласно принятому 23 июня закону, севастопольцы будут прямым голосованием избирать мэра и горсовет. К особенностям местного самоуправления Севастополя, в соответствии с Конституцией и общегосударственным значением города, относятся: выполнение севастопольской горадминистрацией полномочий исполнительного органа севастопольского горсовета; объединение должности севастопольского мэра и главы севастопольской горадминистрации, а также порядок его назначения Президентом Украины. Законопроект предусматривает также увеличение бюджета Севастополя, в частности, городу планируется передавать не менее 50 процентов от суммы, которую Россия платит Украине за базирование флота. Контроль за Черноморским флотом, а также охрана морской акватории севастопольских бухт возлагается на горадминистрацию. Кроме того, закон предполагает сохранение существующего административно-территориального устройства Севастополя. Новый закон вступит в силу после того, как его подпишет глава государства.
Если подпишет. Ведь сегодня разные силы обращаются к Президенту с диаметрально противоположными просьбами: одни просят подписать закон, другие — наложить на него вето. Глава Севастопольской горгосадминистрации Сергей Иванов на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Украины, заявил, что принятый Верховной Радой Украины закон о статусе Севастополя является недоработанным: «Ради одного пункта о выборности городского головы (который я всецело поддерживаю) нельзя принимать сверхважный комплексный документ. Я глубоко убежден, что закон в том виде, в котором он сейчас существует, в дальнейшем войдет в противоречие с территориальной реформой, которая является определяющей на пути Украины в Европу».
Позицию главы администрации раскритиковали депутаты горсовета. По словам лидера фракции «Наша Украина» Павла Вирко, чиновники горадминистрации выступают против принятия закона о статусе Севастополя, так как опасаются потерять свои должности. По мнению секретаря Севастопольского горсовета Валентина Борисова, «нельзя ставить город в зависимость от реформы. Жизнь на этой реформе не останавливается». На что глава администрации города заявил, что некоторые политики в Севастополе, добиваясь срочного подписания и вступления в силу этого закона, также преследуют личные интересы, так как это дает возможность, сосредоточив полномочия в одних руках, делить севастопольскую землю на побережье Черного моря и получать огромную прибыль. «Мы же, для того, чтобы закон о городе реально работал на севастопольцев, предложили всем партиям, общественным организациям, самим жителям высказать свое видение административно-территориальной реформы, выработать общее мнение и донести его до руководства Украины. Я уверен, что к нему обязательно прислушаются. Это очень важно еще и потому, что некоторые политики сегодня перед выборами спекулируют на этой проблеме и досказывают, что после проведения реформы Севастополь лишится целых районов и поселков», — говорит Сергей Иванов. По его словам, ни в одном законопроекте такого изменения нет. Однако, несмотря на грядущую административно-территориальную реформу, позиция местной администрации однозначна: Севастополь должен остаться в тех границах, в которых он существует сегодня. Согласиться можно лишь с теми небольшими изменениями, которые действительно пойдут на пользу самим севастопольцам. По предварительным данным, авторы административно-территориальной реформы и некоторые общественные силы предлагают передать из состава Севастополя и, соответственно, переподчинить Крыму поселок Качу, а также многие села, которые сейчас утяжеляют так называемый аграрный сектор Севастополя и к его характеру, особенностям и предназначению не имеют никакого отношения. А наиболее радикальные предложения включают также передачу Крыму аэропорта Бельбек, с которого сейчас выполняются рейсы на Москву, городов Инкермана и Балаклавы, которые после демилитаризации не будут иметь отношения к военным базам, а в составе Крыма смогли бы ускоренно развиваться как курортные местности.
С резкой критикой принятого варианта закона выступил также глава севастопольского отделения Украинской народной партии Богдан Вуйко: «Ряд положений закона противоречит Конституции и здравому смыслу. На городские власти возложен ряд абсолютно несовместимых с законом о местном самоуправлении полномочий, связанных с военной сферой, охраной государственной границы и так далее. Позиция УНП такова, что закон (разумеется, приведенный в нормальный вид) необходимо принять как можно скорее. Лучше всего в пакете с законом об административно-территориальной реформе».