Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шанс на единение

Эксперт: «Киевский патриархат предлагает сценарий интеграции, который говорит о присоединении, а не объединении. Согласится ли на это УАПЦ — вопрос»
10 июня, 2015 - 10:21
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

8 июня в Киеве в Михайловском монастыре на заседании общей комиссии по объединению УАПЦ и УПЦ КП договорились об объединении двух этих церквей в единую Поместную украинскую православную церковь (окончательное название будет еще обсуждаться) и проведении общего Собора, который должен состояться 14 сентября 2015 года в Святой Софии Киевской. Именно на этом Соборе и должно будет принято это решение.

Нельзя сказать, что между этими двумя церквами существуют расхождения по сути. Но почему-то решение о процессе объединения принято именно ныне. Что мешало такому объединению раньше, хотя  попытки были? Нужно отметить, что ни одна церковь в мире, кроме Православной автокефальной церкви в Польше и УАПЦ, не имеет в своем названии слова «автокефальная». В условиях засилия в Украине пророссийской УПЦ МП объединение национальных церквей стратегически важно. Причем не столько в механике такого объединения, сколько, с одной стороны, в плане призыва ко всем верующим украинцам соединяться духом, а с другой —  уменьшить риски спекуляций.

9 июня в зале ученого совета Киевской православной богословской академии на территории Михайловского Златоверхого монастыря прошла пресс-конференция по итогам заседания комиссий для ведения диалога об объединении Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. На этой пресс-конференции архиепископ Евстратий (Зоря) и протоиерей Александр Трофимлюк сообщили итоговое решение комиссий и рассказали, каким способом, при каких условиях и в каких временных рамках состоится, как отмечается в официальном сообщении, историческое объединение УПЦ КП и УАПЦ.

Религиовед Людмила ФИЛИПОВИЧ так прокомментировала ситуацию: «Попытки объединения действительно были и раньше, но они ничем не закончились. И даже сейчас речь идет не об объединении, а об Объединительном Соборе — это очень важное уточнение. Церкви осознают, что существует масса опасностей и внутренних, и внешних. И со стороны РПЦ, и со стороны УПЦ МП. Ведь возможны и подкупы, и дискредитации, и ряд других средств для нивелировки авторитета украинских церквей, пользуясь их дезинтеграцией. Комиссия подготовила решения, предложения. На встрече были представители Вселенского патриархата, правда, без каких-либо полномочий, а это значит, что Варфоломей следит за тем, что происходит в Украине. В сентябре состоится Собор, который предложит программу объединения этих двух ветвей православия. Но отмечу — объединения, а не присоединения. И ныне эта комиссия по диалогу автоматически превращается в предсоборную комиссию, которая будет готовить совместный объединительный Собор. Там и будут вынесены вопросы — кого будут выбирать, как будет называться Церковь, каким будет статус УАПЦ в структуре этой Церкви КП. Следовательно, будет много вопросов и неизвестно, будут ли они решены окончательно. При этом нет особой эйфории, то есть представители церквей осознают, что процесс этот непростой. Но есть беспрекословное сознательное стремление к интеграции, при осознании всех проблем. Есть готовность к их решению. Представители Киевского патриархата все время называли «автокефалов» братьями. Однако такая искренняя открытость и готовность к объединению подкрепляется предложенным ими достаточно жестким сценарием, который говорит скорее о присоединении, а не объединении. Согласится ли на это УАПЦ — вопрос».

КИЕВ.8 ИЮНЯ 2015 ГОДА. НА СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ УПЦ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА И УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ БЫЛО ПРИНЯТО ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ФОТО C САЙТА CERKVA.INFO

Роль церкви в создании государства, в укреплении национального сознания, несмотря на отделение церкви от государства, ощутима. Как церковь в свою очередь может использоваться для раскола страны и превратиться в оружие агрессора украинцам продемонстрировал прошлый год. Среди священников Московского патриархата есть немало тех, кто часто свою церковь называет прямо — РПЦ, кто начал поднимать триколоры на Донбассе одними из первых. Об их внушении «прихода Путина» и «злых бандеровцев» в храмах известно многим. Повлиять на этот сегмент ни государство, ни спецслужбы не могут. В последнее время пронеслась волна скандалов вокруг УПЦ МП, которые были связаны именно с пророссийской позицией. То глава МП не встанет в парламенте, чтобы почтить память погибших украинских воинов, а затем лукаво оправдывается, то СБУ поймает священников МП в бане с девушками и кремовым тортом «ДНР». УПЦ МП вроде бы уже дискредитировала в Украине себя как могла, но при этом остается мощной религиозной организацией. Мощной и влиятельной. Безусловно, эффективно бороться с ее влиянием можно работая не столько «сверху», сколько влияя на прихожан. Словом, делом, примером. Прежде всего — примером единения.

Священник УАПЦ из Ивано-Франковска, отец Дмитрий в Сватово Луганской области живет 15 лет. 15 лет — бок о бок с церковью Московского патриархата, со «схидняками», которые часто односторонне оценивают другие церкви. Мягкий западноукраинский акцент должен был вроде бы отталкивать местных, которые, будем говорить откровенно, вообще в церковь ходят нечасто и воспринимают ее больше как ритуал, нежели место духовного поиска. И вот отцу Дмитрию пришлось иметь дело именно с такой средой, которая сперва отнеслась к нему враждебно, с недоверием, а впоследствии он услышал и первые извинения, и желание мириться. Причем именно от священников Московского патриархата. Сватовский отец Дмитрий Украинской автокефальной православной церкви так прокомментировал объединение церквей:

— Мое отношение к перспективам объединения положительное, но важно, чтобы оно дало тот результат, который удовлетворит ожидания прихожан. Такие объединения на самих верующих не влияют. Истинные верующие ходят в церковь к Богу, а не к церкви. Поэтому, прежде всего, мы должны быть объединены сердцем и духом. Моя бабушка выросла в городке на западной Украине, где было много церквей, но она вспоминала о том, какое было уважение друг к другу. Суть верующих не в механическом объединении, а в уважении друг к другу. Общество должно прийти к терпимости. Мудрость должна помочь и в этой безумной войне, которая выпала на нашу судьбу.

— Что побудило вас приехать на восток?

— Авторитет владыки. Нужно было нести Божье Слово. Когда я приехал в Сватово, радовало то, что меня встретил и начал разговаривать на чистом украинском языке тогдашний голова Сватовской ОГА Владимир Просин. Человек исключительных патриотических убеждений. Город был совершенно чистый внешне, и при этом не было ни одной русской школы. Ситуация для востока Украины исключительная.

— Какое впечатление было от людей? В чем отличие «схидняков» от «захидняков»?

— Объективно трудности у всех одинаковые, но исторически Восток пережил свои особые трагедии — голодоморы, репрессии. Фактически коренное украинское население здесь было либо истреблено, либо перемолото через имперское горнило. Как следствие — упадок веры. Верующих на Востоке мало. 20 лет свободы религии, но люди все равно пассивны к духовности.

— Московский патриархат, доминирующий на Востоке, оказывал вам сопротивление?

— Многие люди не знают ни истории мира, ни Библии, так же, как и не всегда образованы в духовной культуре. На этом фоне легко спекулировать. В конечном итоге, на мой взгляд, в таких водоразделах, которые базируются на незнании, на апатичности к познанию, и кроется причина войны. Приходилось и объяснять, и нести пример морального поведения. Сватовский архимандрит УПЦ МП Захарий в разговоре со мной признал, что при всем антагонизме мне удалось сформировать позитивное мнение у верующих. Церковь МП часто отличалась тем, что внушала прихожанам, что УАПЦ и УПЦ КП якобы не являются каноническими церквями, а следовательно, нужно и перекрещивать людей, и перепечатывать при захоронениях, и обряды наши какие-то для них не такие. Были и издевательства: отче, покайтесь и перейдите в лоно Русской православной церкви. Сейчас эти люди со мной здороваются, уважают, иногда даже просили прощения. Это и есть сила терпения и примера. Считаю, что так должно быть во всем, в том числе и в том, чтобы нести украинство на восток. Сначала нужно опираться на свое, на то, что живет и может развиваться. Нужно создавать условия для украинства и взращивать свое дерево на своей земле.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ