Предвыборную ситуацию в России (7 декабря нынешнего года, как известно, состоятся выборы в Государственную думу, а в следующем году — президентские) эксперты называют по- разному: кризисом, войной групп влияния, началом очередного передела собственности и т.д. Итак, что же происходит в России, и как в связи с этим изменится российская политика по отношению к Украине? Данные вопросы уже не раз обсуждались на страницах нашей газеты. «День» продолжает тему публикацией интервью директора российского Центра стратегических исследований Андрея ПИОНТКОВСКОГО.
— Какие изменения в российской политике вызовет отставка Александра Волошина?
— Главный вывод, который можно сделать: происходит одномоментное усиление группы силовиков. Мы уже живем во «Второй — путинской — республике». Первая была основана в 2000 году семьей Ельцина, чекистами и питерскими либералами. Теперь она рухнула, и Владимир Путин стал то ли лидером, то ли заложником только одной группировки — силовиков.
— Ельцин стремился быть равноудаленным от всех групп влияния; как вы считаете, если в России будет существовать один центр влияния, не приведет ли это к тому, что Путин окажется в зависимости от него?
— Конечно же, это опасно и это показывает абсолютную нерациональность поведения Путина. Для него преследование Ходорковского стало просто навязчивой идеей.
— Можно ли предположить, каким образом изменится внешняя политика России?
— Скорее всего, в сторону ухудшения отношений с Западом, потому что именно группа Волошина отстаивала партнерские отношения с ним.
— Как изменится отношение России к Украине?
— Думаю, политика Москвы по отношению к Киеву станет более имперской. Кстати, как мне известно, вместе с Волошиным уходит в отставку его заместитель Приходько, который курировал внешнюю политику.
— Волошин активно продвигал бизнес-интересы российских групп в Украине, а также тесно сотрудничал с представителями некоторых украинских ФПГ. Как вы считаете, какие-то подвижки произойдут в этой сфере?
— Теперь всем этим будут заниматься силовики. Они будут это делать с гораздо большим энтузиазмом, но меньшим профессионализмом.
— Считаете ли вы, что кризис в Керченском проливе сыграл фатальную роль в судьбе Александра Стальевича?
— Нет, они просто по времени случайно совпали.
— Однако в Украине обратили внимание на неофициальное, но резкое заявление Волошина по Тузле. Украинские аналитики интерпретировали его как попытку ельцинской группы подставить Путина в этом конфликте....
— Это не очень умное заявление...Никакого отношения к происходящему оно не имеет. Эта схватка российских кланов была генетически запрограммирована еще три года назад.