Вероятно, можно согласиться с Президентом, который назвал блокирование парламента представителями коалиционной фракции БЮТ беспрецедентным явлением. Вместе с тем, можно в некоторой степени понять и бютовцев, поскольку часто инициативы правительства под предводительством их лидера блокируются Банковой, хотя де-юре Президент и пропрезидентская фракция — коалиционные союзники премьера и, по идее, должны бы поддерживать, а не саботировать правительственные инициативы. Впрочем, как бы там ни было, день для демонстрации «решительной позиции» представители самой многочисленной коалиционной фракции выбрали неудачный. Сорвать выступление Президента, соратниками которого являешься... Не слишком ли? Когда завершится нынешнее «похолодание» в коалиционном доме и какова на сегодня вероятность проведения внеочередных выборов, парламентских и президентских, поинтересовался «День» у политолога Владимира ФЕСЕНКО.
— Владимир Вячеславович, какова ваша оценка последних событий в парламенте?
— Повторюсь, последние события в Верховной Раде — это кризис личностных отношений Президента Ющенко и премьера Тимошенко, поскольку если ранее глава правительства сдерживала эмоции касательно критики Секретариата Президента, то сегодня она уже не скрывает свои критические проявления на этот счет. Что же касается формальных поводов нынешних парламентских событий, то я бы тут провел такое сравнение: на блокирование действий правительства Тимошенко со стороны Секретариата Президента фракция БЮТ ответила блокированием выступления Президента в Верховной Раде. То есть: вы нам — мы вам, на ваше блокирование мы ответим нашим блокированием. Вот так сегодня действуют партнеры по коалиции. А если оценивать ситуацию более серьезно, то, да, сегодня действительно есть проблема с инфляцией. Еще одна важная проблема для БЮТ — Фонд госимущества, а точнее, борьба за руководство в этой структуре. И все же это скорее повод, а о главной причине сложившейся ситуации в парламенте сегодня никто не говорит. Дело в том, что после выступления Президента должна была пройти церемония приведения к присяге новых судей Конституционного Суда по квоте Президента и это, понятно, могло бы изменить баланс сил в КС в пользу главы государства. Такой расклад не отвечает интересам БЮТ, представители которого продвигают нынче собственные конституционные инициативы в направлении парламентской формы правления и усиления роли правительства в части исполнительной власти. Я думаю, что это и есть главная, хотя и неофициальная, причина ситуации в парламенте.
— Слово «кризис» в экспертных кругах звучит все чаще и чаще. Когда и чем он закончится?
— Мы действительно уже привыкли к этому термину, да и вообще привыкли к существованию в условиях кризиса. Но все же надо отметить, что эксперты — это не политики, и когда они используют такой термин, они фиксируют конкретную объективную ситуацию. Правда, я бы сегодня не говорил о парламентском кризисе. Нет кризиса парламента, а вот кризис коалиции есть.
Чем он завершится? Если дело дойдет до официального раскола, развода, прекращения существования коалиции, тогда Конституцией отводится месяц на создание новой коалиции. На мой взгляд, при нынешних условиях создание нового большинства в парламенте практически невозможно, тем более с учетом существующих рисков новых парламентских выборов. Не пойдет ни БЮТ, ни НУ-НС на создание официальной коалиции со своими традиционными оппонентами из Партии регионов. В таком случае, спустя месяц после развала нынешней коалиции возникнет вопрос о проведении внеочередных выборов в Верховную Раду Украины. Причем тут уже будут правовые предусловия для проведения таких выборов. И вопрос будет состоять лишь в том, когда появится соответствующий указ Президента о роспуске ВР и на какую дату будут назначены данные выборы. На сегодня, как мне кажется, не очень хотят этих выборов ни Президент, ни представители БЮТ, однако объективно вследствие раскола коалиции эти выборы могут стать неминуемыми.
— А досрочные президентские?
— Я думаю, что вероятность досрочных президентских выборов является намного меньшей, нежели вероятность досрочных парламентских выборов. Схема, которую я описал выше, совершенно реальна, и в принципе об этом сегодня много говорят и в политических, и в экспертных кругах. А вот что касается президентских выборов, то они могут произойти только при двух условиях. Первое условие — если будут официально утверждены изменения в Конституцию Украины, они приобретут действенность и в переходных положениях этих конституционных изменений будет записано, что президентские выборы пройдут раньше. Однако, насколько известно из парламентских источников, такой вариант не рассматривается. Более того, рассматривался и, очевидно, будет рассматриваться впредь вариант, когда, чтобы заинтересовать Президента в конституционных изменениях, будет предлагаться продолжение на определенное время срока его президентских полномочий. Идти на приближение досрочных президентских выборов означает, что Президент прибегнет к блокированию конституционного процесса, инициированного БЮТ и Партией регионов.
Второе условие — если возникнет предельно острый системный политический кризис (как, например, в прошлом году), который охватит не только парламент, но и все государственные институции. И тогда как один из вариантов выхода из этого кризиса может рассматриваться сценарий одновременного проведения и парламентских, и президентских выборов. Я думаю, что второй вариант теоретически возможен, однако пока что для него нет ни единого прямого политического основания.
— Как, на ваш взгляд, нынешние конституционные перипетии отобразятся на сознании украинцев?
— Я бы сказал — уже отобразились. Кстати, мы это увидим на киевских выборах. Уже заметно разочарование в парламентских политических силах, усиление критического отношения к ним. Эти тенденции, к слову, четко фиксируются социологами: падают рейтинги ведущих политических сил и ведущих политических фигур. Просто у одних это произошло несколько раньше (у Януковича, например), и сейчас на фоне снижения рейтингов Тимошенко и Ющенко несколько вырос рейтинг Януковича, однако все равно эти рейтинги намного ниже, чем в прошлом году. Это весьма показательный момент и очень неприятный сигнал для нынешней правящей политической элиты. Если кризисные тенденции продолжатся, у избирателей, у граждан Украины будет усиливаться запрос на то, чтобы обновить, изменить политическую элиту.
— Сдадут ли конституционный экзамен коалиционеры в частности и ВР нынешнего созыва в целом?
— Да, думаю, они могут договориться. Причем, как часто у нас бывает, могут договориться конъюнктурно — против кого-то. Это был бы не наилучший вариант. Все же сегодня необходимо договариваться не столько против кого-то, сколько для чего-то. Необходимо наконец выработать правила существования, правила функционирования государственной власти, которые бы все выполняли. Если политики будут исходить из этих мотивов, тогда появятся шансы постепенно стабилизировать политическую ситуацию в стране. А если будут договариваться против кого-то, тогда, боюсь, это не развяжет, а напротив — только усилит нынешний конфликт.
— Не кажется ли вам, что прогнозированная непрогнозированность украинской политики уже стала правилом?
— Знаете, не такая она и непрогнозированная, нынешняя политика. Очень легко спрогнозировать, например, на ближайшие полтора года до президентских выборов продолжение политической нестабильности. Другое дело, что это не та прогнозированность, которую мы хотим. Мы хотели бы видеть правовую прозрачность и правовые действия власть имущих.
— А после окончания президентских выборов-2010 можно ожидать той прогнозированности, о которой вы говорите?
— Теоретически, да, она может наступить. Однако мало одних лишь президентских выборов, необходима, опять-таки, выработка четких правил функционирования государственной власти, которые бы все выполняли. Необходимость проведения конституционных изменений действительно существует, но таких, которые были бы легитимными, которые бы признало общество и все ведущие политические силы, а главное — которые бы все выполняли. Вот если это произойдет, ситуация постепенно стабилизируется.