Украинцы в течение своей истории были нацией миролюбивой: войны и восстания, конечно, происходили, но это были обычно вынужденные действия, когда, как говорится, «сели на голову». Эти войны часто имели, кроме широких общественных предпосылок, и личностные. Вспомним хотя бы начало освободительной борьбы под предводительством Б. Хмельницкого: если бы не личная драма гетмана, возможно, и войны бы не было. Конечно, история не любит слово «если». Но во многих случаях, в том числе и в современной ситуации в Украине, часто нужно моделировать ситуацию, для того чтобы определить возможные варианты развития событий.
С другой стороны, вряд ли кто-то будет отрицать, что история любит сильных и немиролюбивых. Тех, кто может защитить себя и свои права, а иногда не просто защитить, но и напасть на оппонента. Вот и возникает вопрос: достаточно ли украинцам силы духа, чтобы защитить свои права?
На такие размышления автора натолкнуло следующее событие. Недавно в СМИ появилось сообщение о подаче родственниками польских офицеров, расстрелянных в Катыни в 1940 году, иска на Россию в Европейский Суд. Суть претензий сводится к тому, что российское руководство так и не расследовало надлежащим образом совершенное тогда преступление, чем нарушило Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Если учесть то, сколько времени обычно требуется Европейскому Суду для рассмотрения дел (даже срочные дела рассматриваются в течение четырех-пяти лет), можно с уверенностью сказать, что решение по этому иску ожидать придется очень и очень долго. А ввиду сопротивления, которое будет оказывать российское руководство, этот процесс может в принципе увязнуть в европейских инстанциях на долгие годы.
Интересным для нас является сам факт подачи в суд за преступления режима, совершенные более чем 70 лет назад. В качестве модели можем представить, что решение суда уже принято и оно является позитивным для истцов, то есть российское руководство признано виновным в нарушении положений Конвенции. Что же тогда будет?
История Советского Союза до краев наполнена преступным пренебрежением прав и свобод не только отдельных людей, но и целых народов. Это и общеизвестные факты, например «освобождение» Крыма от крымских татар, которые были выселены в течение фактически лишь одной ночи, и менее известные страницы истории, которые все еще придется открыть. В принципе, уже сейчас каждый, кто пострадал от переселений, пыток, чьи родственники были убиты во время «красного террора», индустриализации, раскулачивания или любой другой «инициативы» советского руководства, может подать иск в суд с требованием не только установления исторической справедливости, но и морального возмещения. И таких людей будут тысячи и тысячи, если не сотни тысяч.
Но не нужно забывать, что едва ли не больше всех от преступлений советского режима пострадали именно украинцы. Это и Голодомор(ы), и пытки, и расстрелы, и высылка в Сибирь. Едва ли не каждая украинская семья так или иначе пострадала от преступлений режима и имеет право подать иск на российское руководство, чтобы защитить свои права и свободы. Мы не будем вдаваться в юридические тонкости такого развития событий, сосредоточимся лучше на морально-политическом аспекте. Возникает вопрос: насколько это возможно? Подадут ли украинцы в суд на бывшую «братскую» республику?
Следствием многолетних стараний наших политических деятелей стала реальная поляризация отношения населения к истории и политике. И хотя большинство таки признает преступления советского режима по отношению к Украине, но по чисто политическим соображениям не поддержит стремления справедливости, выраженные другой стороной. Кроме того, для многих украинцев Россия до сих пор является не просто соседним государством, а «народом-побратимом», с которым совместно было пережито лихолетье, война и построена новая жизнь. Именно поэтому многие граждане относятся к России как к близкой, но проблемной семье: «Пусть он и побил тетю Аню, но он свой, родной, и нельзя на него в милицию заявлять». Именно такими соображениями на бытовом уровне и руководствуется большинство украинских граждан.
Есть вопрос и политического характера. Любое руководство украинского государства, несмотря на то, будет ли оно «пророссийским» или «прозападным», не захочет так сильно портить отношения с Россией, ведь каждый раз испорченные отношения оборачиваются закручиванием газового вентиля и, как результат, очередным повышением цены на газ.
И вопрос третий: проблема самоопределения. Особенностью, например, польской нации является не только ее самобытность, но и уникальная сила самоопределения этой нации как таковой. Несмотря на все испытания судьбы, которые выпали польскому народу, проблему самоидентификации этот народ никогда не переживал. Польское общество является гомогенным в плане отношения к основным историческим событиям, оно эти события пережило, инкорпорировало в историю, что сделало возможным их критическое осмысление и рациональное к ним отношение. Набор этих характеристик и делает возможным подачу подобного иска со стороны потомков польских офицеров, расстрелянных в Катыни, и делает сомнительным подачу исков украинскими гражданами, семьи которых пострадали от Голодомора.
Украина и украинский народ уже давно нуждаются в критическом осмыслении и разработке собственной истории. Ведь без этого народ — не народ. Как ни старались коммунистические вожди построить материальное общество, так у них ничего и не вышло: каждый человек нуждается в духовной основе своего бытия. Так же и народ, нация. Только в случае народа именно история (вместе с менталитетом) и играет роль духовной основы бытия этого народа. Без истории невозможен и прогресс в будущем.
Конечно, будем надеяться на скорейшее принятие к рассмотрению Европейским Судом иска потомков польских офицеров и на беспристрастное рассмотрение этого дела. А что касается Украины, будем делать все от нас зависящее для самого полного и беспристрастного анализа истории нашего государства. А затем, осмыслив, можно прощать. Ведь именно так говорит христианство.