Политики себя любят. Политики не могут не любить себя. Это противоречило бы их внутренней сущности. Не может стать политиком человек, который себя не любит. Во всяком случае — публичным политиком. Как же убедить избирателей полюбить себя, если ты сам себя не любишь?
Однако, как представляется мне, самолюбование должно все же иметь некоторые разумные пределы. Все же нельзя слишком уж откровенно заниматься самолюбованием на публике. Неприлично как-то… И уж тем более нельзя делать самолюбование главным элементом политической рекламы.
Тем не менее наблюдения за политической рекламой на украинском телевидении и киевских улицах приводят к мысли, что некоторые из «отцов нации» любят себя значительно сильнее, чем это было бы прилично. Я составил небольшой рейтинг нарциссичной рекламы, который и предлагаю вашему вниманию.
Почетное третье место занял клип Оппозиционного блока «Не Так!» с первым Президентом Л.М. Кравчуком в главной роли. Напомню, что в этом ролике Кравчук смотрит телевизор, по которому показывают выступление Ющенко, а потом подвергает критике «народную власть», у которой «не вышло».
Вообще-то ролик с участием первого Президента можно было бы поручить снять людям, которые хоть когда-нибудь видели телерекламу… Выглядит это произведение, прямо скажем, очень слабо. Уж по крайней мере можно было бы найти хронику, где Кравчук говорит свой собственный текст, с должным воодушевлением и естественными интонациями. А то несолидно как-то...
Второе место заняла «социальная» реклама Виктора Ющенко «Думай по-украински». Напомню, что содержание рекламы — призыв к наследникам киевских князей думать об Украине и по-украински. «Социальной» же ее окрестил Нацсовет по телевидению и радиовещанию, очевидно, на минуточку забывший, что Ющенко, кроме всего, является почетным председателем Народного союза «Наша Украина»…
Критиканы долго возмущались, почему это в рекламе Президент обращается к «маленьким украинцам» на ты. Мог бы, дескать, и уважать избирателей (особенно тех, кто за него не голосовал)… Но, по-моему, это они зря. Возможно, в телевизионном тексте просто допущена ошибка! И на самом деле призыв обращен не ко всем зрителям, а к одному. «Виктор Ющенко» — не подпись. Это адресат. То есть обращение должно звучать следующим образом: «Думай по-украински, Виктор Ющенко». А то ведь кое-кто считает, что главе государства куда интереснее думать про пчел и про трипольскую керамику... С одной стороны, очень самокритично: Президент сам себе напоминает о своем долге. С другой — как-то странно, когда В.А.Ющенко общается сам с собой через национальный телеканал… Нескромно как- то… Или, может, эта реклама имеет своим источником вовсе не Президента? Может, это кто-то ему такое советует? Тот же блок «Не Так!». Или глава Нацсовета по ТВ и РВ — большой специалист по украинскому думанию и высказыванию…
Первое же место, безусловно, занимает реклама Блока Юлии Тимошенко. Та самая — белая, с красным сердечком, красивой фразой и портретом самой ЮВ во всей красе.
Сразу скажу: это, пожалуй, одна из самых профессиональных политических реклам этого сезона. Рассказы о том, что новая символика БЮТ — якобы «прозрение» каких-то двух студентов, бютовцы могут оставить себе, — ни за что не поверю. Тут чувствуется рука мастера и вкус на порядок лучший, чем у некоторых «кутюрье» Юлии Владимировны. Однако текст на этих плакатах нельзя читать без смеха. Уж очень хочется его продолжить: «Справедливость есть. Я буду Президентом!», «Мечты сбываются. Я буду Президентом!»…
Нет, мы все знаем, какого высокого о себе мнения Юлия Владимировна. И даже готовы согласиться с тем, что это мнение во многом обоснованно. Но можно же быть немного поскромнее!