«Украинская правда» набрала первый миллион посетителей. Это, безусловно, событие для политического Уанета имело место на прошлой неделе. А еще на позапрошлой неделе «УП» по количеству посещений обогнала все ресурсы украинского Интернета — поисковые системы, развлекательные чаты, порталы (в том числе информационно-развлекательные), бесплатные почтовые службы... Причины такой невероятной популярности лежат на поверхности и не представляют секрета ни для кого. В том числе и для самих «правдинцев»: «К сожалению, львиную долю этого шестизначного числа мы набрали не столько благодаря собственным талантам, сколько через объективные обстоятельства. Сначала Укрнет ошеломило исчезновение Георгия, но окончательно подорвали украинский Интернет записи Мороза. Никогда раньше СМИ в Укрнете не были настолько необходимы. Но никогда раньше и в Украине ничего подобного не происходило! Страшно констатировать, но, только узнав о деле Гонгадзе, миллионы жителей нашей страны впервые услышали слово Интернет (http://www.pravda.com.ua /?0127-9-1).
Действительно, реакция пользователей Интернета на содержимое «пленок Мороза», размещенных на некоторых онлайновых ресурсах, стала главным событием последних двух недель: групповой рейтинг интернет-СМИ вырос почти вдвое. Как иронично заметило в своих статистических изысканиях издание ProUa, «стремление лично увидеть и услышать высокие матерные слова победило все другие стремления получить что-либо от Интернета... Видя такую бурную, хотя и обидную для журналистского цеха реакцию (сколько писали — не читали, а три голоса матом поругались — только успевай запросы обрабатывать) «Украинская правда» изготовила специальный баннер и разместила его как флаг в самом верху начальной страницы сайта» (www.proua.com/const-htm /mhitech.php?id_art =409). Кстати, подобный баннер под названием «Скандал с записями Мороза. Все подробности» изготовил и Korrespondent.Net и поместил его примерно в том же самом месте — над самыми последними новостями. Очевидно, это должно наглядно символизировать превосходство непреходящих ценностей над ценностями сиюминутными. Тем не менее, уже сейчас можно с полной уверенностью предсказать неизбежный откат. В этой связи стоит вспомнить, что «Украинская правда» уже переживала «искушение популярностью»: после исчезновения Георгия Гонгадзе за неделю число посещений на сайте возросло вдвое, (с 700 до 1500 хостов). Но потом в результате неуклонного падения к 22 октября рейтинг издания вернулся почти на прежний уровень. Это тревожный симптом, свидетельствующий о неразвитости и слабости политических сетевых изданий в Уанете. Каждый, кто заходил, например, на сайт «УП», конечно, обратил внимание на небольшое количество материалов, появляющихся здесь (как правило, до 10 в день). Большинство из них представляют сообщения Интерфакса плюс материалы других СМИ об украинской политике. По словам самих «правдинцев», такой метод действий объясняется малочисленностью творческого коллектива.
С «УП» невозможно не согласиться: если бы не случай с Гонгадзе, круг читателей проекта был бы «страшно узок». Главным образом потому, что вторичные материалы Интерфакса вряд ли способны вызвать ажиотажный спрос у широкого круга читателей. Даже хорошо переработанные и изложенные понятным языком с элементами «оппозиционной риторики». Однако вряд ли этот подход имеет большое будущее. Пример российского Интернета это подтверждает. Здесь уже начался крах ресурсов, работающих по такому же принципу, как «Украинская правда». Одним из самых громких дел подобного рода стал крах новостийного портала News.Port (www.news.port.ru). В отличие от украинского рынка информационных интернет-услуг российский рынок «забит» чрезвычайно плотно, и рассчитывать на успех новому изданию, к тому же основывающемуся на использовании вторичной информации, не приходится. Более того, некоторые специалисты утверждают, что даже новый качественный информационный ресурс раскрутить здесь уже практически невозможно. В частности, об этом недавно в интервью «Известиям» заявила Марина ЛИТВИНОВИЧ — директор интернет-проектов Фонда эффективной политики (возглавляемого небезизвестным Глебом Павловским), компании — лидера по количеству созданных и раскрученных информационных Интернет-ресурсов: www.gazeta.ru, www.vesti.ru, www.lenta.ru, www. russ.ru, www.smi.ru, www.strana.ru. Она же сделала прогноз относительно изданий, специализирующихся на подаче вторичной информации: «Посетитель постепенно начнет осознавать, что… ему подсовывают вторичный продукт, продукт переработки чужой информации. Есть, конечно, случаи более страшные, к примеру — «Ньюс. Порт. ру». Когда этот ресурс только открыли, я как раз написала в СМИ.Ru статью о кризисе вторичности и сделала предположение, как такие ресурсы делаются, — сидят два человека с подпиской на Интерфакс, параллельно смотрят телевизор и подсмотренные, прочитанные новости ставят на сайт, прилепляя картинки (повеяло чем-то очень знакомым. — А.М. ). Ужас в том, что мое предположение оказалось верным: именно такова оказалась технология работы над этим ресурсом. То есть я угадала. А скоро к подобным выводам начнут самостоятельно приходить очень многие потребители новостей. Все больше посетителей будут нуждаться в эксклюзиве, в свежих оперативных новостях — и они пойдут искать первоисточники». В отличие от российского рынка информационных ресурсов наш рынок еще проходит стадию становления. Но процесс идет в том же направлении, что и в Рунете. Поэтому в обозримом будущем лозунг «Кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично» имеет неплохие шансы утратить свою актуальность и у нас. Замедлить этот процесс могут разве что политические скандалы. Например, в последние сутки, после появления в Интернете стенограммы опроса человека, якобы изготовившего «кассету Мороза», рейтинги украинских сетевых политресурсов вновь пошли вверх.