После позавчерашнего шоу в парламенте по поводу отставки правительства, которое разыграли основные актеры украинской политики — олигархи, президент, премьер, вопросов на самом деле стало больше.
Во-первых, каковой будет судьба парламентской коалиции после голосования во вторник?
Вчера фракции «Самопоміч» и «Батьківщина» не появились в зале Верховной Рады. Немного позже Юлия Тимошенко заявила, что ее партия выходит из коалиции. В «Самопомочі» на момент подготовки номера еще думали. Ранее представители этой партии заявляли, что в случае провала голосования за отставку Кабмина политическая сила может выйти из коалиции. Напомним, ранее из коалиции вышла «Радикальна партія Олега Ляшка».
«Наш выход из коалиции говорит о том, что мы больше не видим, как можно нести ответственность за нынешнюю конфигурацию Кабмина, — комментирует «Дню» народный депутат от «Батьківщини» Алексей Рябчин. — Мы пока не требуем досрочных выборов. В нынешнем парламенте остается шанс переформатировать правительство. Мы готовы войти в новую парламентскую коалицию, если будет избран новый премьер-министр-технократ и голосовать за кандидатуры министров-технократов и будем поддерживать законопроекты нового правительства. Если же мы увидим заговор, то единственный вариант, который остается, — это досрочные выборы. Что же касается «Самопомочі», то в данный момент мяч на их поле».
У нас почему-то забывают, что по Конституции мы живем в парламентско-президентской республике. Соответственно, правительство формирует коалиция. А следовательно, фракции «Блок Петра Порошенка», «Народного Фронту», «Самопомочі», «Радикальної партії», «Батьківщини», которые голосовали за второе правительство Яценюка, более того, делегировали туда своих представителей, также ответственны за действия Кабмина. Поэтому, критикуя сегодня премьера, они критикуют и самих себя. Потому что, например, представителей БПП по числу в Кабмине абсолютное большинство.
«Если сегодня какая-то фракция выходит из большинства, то появляются две оппозиции и ситуативное большинство, — комментирует «Дню» политолог Виктор Небоженко. — Мы оказались в сложном положении, поскольку имеем два большинства: техническое, которое состоит из сторонников того или иного политика и «Оппоблока», а также публичное большинство, которое несет политическую ответственность, но не действует. Как только исчезает четкое распределение между большинством и меньшинством, парламент готов к досрочным выборам».
Во-вторых, значит ли это, что теперь правительство Яценюка получило иммунитет до осени?
В среду стало известно, что в Раде готовят постановление об отмене голосования относительно недоверия правительству Яценюка. В частности, член фракции «Батьківщина» Игорь Луценко просит руководство парламента поставить на переголосование постановление о недоверии правительству, поскольку его кнопка и кнопки еще нескольких депутатов не сработали во время голосования. Но вряд ли подобный шаг изменит ситуацию. Не для этого разыгрывали спектакль.
«Сейчас происходят глубокие процессы, которые говорят о последующем распаде ветвей власти, — говорит Виктор Небоженко. — Во вторник Президент попытался показать себя сильным политиком — выступил с сильным заявлением о снятии премьера. Но Яценюк остался, потому сейчас у нас в государстве оказалось два сильных политика с гарантиями власти, поскольку глава правительства получил карт-бланш до сентября и возможность не очень считаться с интересами других политических сил. Понятно, что КМУ очень слаб и требует серьезной перестройки».
ПОСЛЕ ТОГО, КАК НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ «УДАРНО» ПОРАБОТАЛИ ВО ВТОРНИК, ПРОВАЛИВ ГОЛОСОВАНИЕ ЗА НЕДОВЕРИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ИЗ НИХ УСТРОИЛА СЕБЕ ВЫХОДНОЙ В СРЕДУ. ВЧЕРА РАДА НЕ СМОГЛА ПРИНЯТЬ НИ ОДНОГО РЕШЕНИЯ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ КВОРУМА. ДЕПУТАТАМ НЕ ХВАТИЛО ГОЛОСОВ В ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ / РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«Порошенко сильно проиграл — ему не нужно было делать предыдущее заявление, — продолжает эксперт. — Если он хотел снимать премьер-министра, ему нужно было показать новую кандидатуру. Но у него нет полноценной альтернативы Яценюку. Что же касается Шокина, то он написал заявление и теперь не идет в отставку, а идет в отпуск. Порошенко попытался обменять Шокина на Яценюка, но это не равноценные фигуры. После своего проигрыша в этой политической игре он дал «отбой» генпрокурору. Поэтому для Порошенко сегодня есть два варианта — вводить президентскую форму правления или выводить БПП из коалиции и доводить ситуацию до досрочных парламентских выборов. Но в результате новых выборов расширит свое присутствие «Батьківщина» и «Оппоблок», а пострадает «Народный фронт» и БПП, который не смог показать себя как ведущая сила».
«В нынешней ситуации внеочередные выборы — это опасно, — считает социолог Ирина Бекешкина. — На выборы придет меньшинство людей, поскольку они вообще разочаровались в политиках. Во-вторых, в Верховную Раду придет слишком много представителей радикальных сил и популистов. Поэтому объективно наилучший выход — переформатирование правительства».
В-третьих, главное — какие риски несет подобная игра в условиях войны и экономических проблем для страны?
«Проблема в том, что наши политики в своей деятельности руководствуются узкими эгоистическими интересами, — комментирует «Дню» Ирина Бекешкина. — Это опасно, поскольку они не рассматривают ситуацию в целом, и в перспективе это может оказаться невыгодным даже для них самих. Конечно, они знакомятся с соцопросами, поскольку рейтинги для наших политиков — это святое. Но в соответствии с общественными запросами и потребностями они свою политику не корректируют. Когда мы спрашиваем у общества, что мешает Украине в европейской интеграции, что является причиной экономического кризиса, люди отвечают, что это коррупция. Но коррупция всегда имеет фамилии и имена — или сам, или свой. А своего не сдают, поэтому смогли найти только Корбана. К сожалению, здравого смысла и инстинкта самосохранения не хватает нынешней власти».
«В обществе нарастают негативные процессы: люди беднеют, запасы заканчиваются, везде проходят сокращения, бытовая коррупция остается, жить становится все тяжелее, — продолжает эксперт. — Народ считает, что никакие реформы не проводятся. Падение доверия ко всем без исключения государственным институтам, за исключением армии. Парламент имел возможность как-то изменить общественные настроения, по крайней мере, дав обществу надежду на перемены. А вышел полный маразм. Причем все могли видеть, что это был теневой договорняк. Какой может быть реакция населения? Во-первых, всякое доверие рухнет, причем к политике и политикам вообще. Во-вторых, у большинства возрастет апатия, у меньшинства — радикализм. Вера в демократические процедуры пропадет и у тех, и у других. Согласитесь, это довольно опасные тенденции, да еще в условиях войны и особенного соседа. Вам не кажется, что политики играют в опасные игры и вдруг прозвучит «Караул, устал» (впрочем, это прозвучит по-украински)».
Где выход? «Для изменения правил игры нужно, чтобы молодые, действительно реформаторские личности во ВР, парламенте набирали силы и объединялись, — делится своим рецептом у себя в Фейсбуке внефракционный народный депутат Анна Гопко. — Гражданское общество должно было бы активнее продвигать идею технического премьера на кризисное время и иметь в резерве достойных кандидатов, которые бы соответствовали вызовам, были бы способны управлять правительством. Поэтому время закатывать рукава и работать. Создавать сильные институты, команды и готовиться к началу настоящей трансформации. А пока приобретать опыт. Главное, не утратить своей мотивации в политике, не изменить совести и помнить, что перемены — это марафон. Нужно рассчитать силы, чтобы не опустить руки на половине дистанции. Стране нужна национальная сборная, которая интересы государства будет ставить выше партийных, личных».