Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Сможет ли выжить украинский язык?

15 марта, 2006 - 19:05

Чем ближе к выборам, тем все больше хочется изолироваться от той информационной грязи, которая каждый день льется с экранов телевизоров, радиоприемников, печатных изданий, интернет-сайтов. Создается впечатление, что мы живем в своеобразном вакууме, где любая информация направлена исключительно на популяризацию отдельных политических партий и блоков.

Особенно раздражает пиар предвыборных «гонщиков», выступающих за предоставление русскому языку статуса второго государственного. «Регионы», социалисты, коммунисты выступают своеобразными «рупорами» народной воли, причем какова народная воля, никто не выяснял. С одной стороны, их политический ход понятен: большая часть электората восточных и южных областей общается на русском языке. Но, с другой стороны, по данным последней переписи населения, 70% жителей Украины признали своим родным языком украинский. Возникает коллизия. А может, проблема в сознательном игнорировании государством культурных проблем, в частности языковой?

Так исторически сложилось, что территория Левобережья в большей степени подверглась ассимиляции, пропаганде руссофильных тенденций, отсюда же — и такой резкий дисбаланс между западом и востоком нашего государства. В отличие от Львова, где русскоязычные школы можно пересчитать по пальцам одной руки, на Луганщине их множество, а вот украинских — 23%... А на юге Украины, в частности в Крыму, ситуация еще хуже. Находясь летом в Евпатории, обратилась к бабушке на украинском языке, но вместо ответа на заданный мной вопрос, услышала обиженное: «Говорите по-человечески!» — то есть на русском. Хотя, это было во время правления бывшего президента, но не уверенна, что сейчас там что-то изменилось... Запад — в большей степени украинизирован, но это опять-таки не результат государственной политики, а историческая особенность Правобережья, где ассимилятивный фактор не достиг такого всеохватывающего масштаба, как на Левобережье.

Казалось бы, из этой ситуации найти выход очень проблематично, особенно, когда большинство политиков усугубляют и без того острую проблему двуязычности, сеют национальный раздор и нетерпимость между украинцами запада и востока.

Языковые проблемы современной Украины в известной степени напоминают Францию послевоенных времен. Когда перед французским языком возникла угроза его ассимиляции с английским, французское правительство немедленно приняло законы, ограничивавшие прокат голливудских фильмов в кинотеатрах страны, установило лимит на использование журналистами иноязычных слов, обязало чиновников всех уровней общаться только на французском языке. Такие шаги французского правительства были восприняты неоднозначно: далеко не все граждане одобрительно отреагировали на инициативу высших должностных лиц, но принятое ими решение было политически взвешенным, и менять его политики не собирались. Франция до сих пор не ратифицировала Европейскую конвенцию региональных языков и языков национальных меньшинств, потому что положения конвенции противоречат Конституции республики, в которой официально защищен только французский язык. Другим языкам официально ни какие права не гарантированы, хотя это не мешает Франции финансировать преподавание этих языков, творческие проекты, ведь никакой угрозы развитию собственно государственного языка они не несут.

Стоит вспомнить также исторический опыт Италии, где итальянским языком до прихода Гарибальди владело лишь 47% населения. Но итальянцы все же смогли возродить забытый язык. Под лозунгом «Мы создали Италию — создадим итальянский народ» итальянский язык настойчиво внедрялся во все без исключения сферы общественной жизни.

Сейчас, по моему мнению, не русский, а украинский язык нуждается в защите и финансировании, ведь общеизвестно, что 90% книжного рынка — российская продукция. Кинематографический продукт также русскоязычный. Сможет ли в таких условиях, да еще и если чиновникам всех уровней позволят говорить на русском, выжить украинский язык? Вряд ли...

Елизавета ОЛИЙНЫК, студентка, г. Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ