Нормальные украинские партсъезды ничего, как правило, не решают. Их миссия — легализировать путем голосования то, что было решено предварительно в процессе кулуарных внутрипартийных договоренностей. Поэтому ожидать от запланированного на 15 июня съезда социалистов сенсационных решений или прогнозировать действительно серьезную дискуссию вряд ли стоит. Позиция социалистов по экономике, внешней политике, социальным реформам вряд ли изменится. Скорее всего, речь будет идти о подведении итогов предвыборной работы и полученных в результате этого выводах.
Постороннему наблюдателю, не посвященному в тонкости внутрипартийной кухни социалистов, может быть интересным разве что процесс превращения Соцпартии из посткоммунистического формирования в динамичную структуру профессиональных оппозиционеров, которым партийные массы не очень и нужны, а иногда просто мешают работать.
Для профессионалов из руководящей части СПУ главным вопросом является сегодня позиционирование партии на будущих президентских выборах. Курс на непримиримую оппозиционность, которого придерживалась партия Александра Мороза на протяжении последних трех лет, не привел к ожидаемым результатам. Президентские амбиции лично Александра Александровича, которые он пронес, не расплескав ни одной капли, через бурные девяностые, сегодня остаются разве что его личным достоянием. Имиджа «честного политика», умноженного на благородную седину и безупречный украинский язык, может хватать на определенный процент, но вряд ли под этот процент кто-то рискнет вложить серьезные ресурсы. Не имея в своих рядах кандидата в президенты, социалисты будут вынуждены искать этого кандидата среди политиков с реальным рейтингом. И здесь возможны самые неожиданные комбинации.
Очевидно, что потенциал группы Юрия Луценко с его «Украиной без Кучмы» был исчерпан уже год назад. Утомленно повторяя заученные клише образца сезона 2000 — 2001, и сам Луценко, и его пропагандистская группа откровенно ищут предлога «соскочить с темы» и перейти на более перспективное направление. Предвыборный урок блоков Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко, которые, в отличие от социалистов, не зацикливались на одной теме и достигли лучшего результата, слишком свежий и предметный, чтобы им пренебрегать. Став с третьей попытки народным избранником, и сам Луценко не против поменять митинговый мегафон на стол во властном кабинете, тем более, что ни сам он, ни его партийный лидер еще не забыли сладкой усталости от реальной власти.
Прямых путей к власти у лидеров социалистов перед десятым партсъездом нет. Говорю о лидерах потому, что рядовые или временно оставленные без партийной власти социалисты при первом же случае охотно идут на службу «преступному режиму» и довольно комфортно там чувствуют себя. Действительно, пока дождешься от этой партии — жизнь закончится. Учитывая физическое отмирание «пенсионного актива», у СПУ нет другого выхода, кроме превращения местных ячеек в технологические штабы. Работа этих штабов будет эффективной только в случае, если они будут иметь реальные шансы на успех. Иначе такие штабы или ячейки бесследно растворяются в воздухе, как растворились после 31 марта «многотысячные» ячейки «Руха-3».
Следовательно, съезд СПУ должен если не решить конкретно с кем, а точнее, под кем идти на президентские выборы, то хотя бы определить параметры приемлемой для социалистов конфигурации объединения вокруг кандидата в президенты. Еще зимой из лагеря морозовцев раздавались призывы к созданию широкого антипрезидентского блока, который должен был победить на выборах, а потом изменить систему власти в государстве. Авантюрность этих призывов просматривалась в предложении сначала «свергнуть режим», а уже потом бороться за власть. Реальные политики знают, что так не бывает. Причина «альтруизма» социалистов, которые как будто не хотели власти для себя, а заботились только о государстве, лежит на поверхности — у них нет лидера хотя бы с минимальной общенациональной перспективой. Вероломство в 99-ом «замять» вряд ли удастся.
Вышеизложенные обстоятельства автоматически подталкивают «левых» Александра Мороза к лидеру «правых» в лице Виктора Ющенко. Попытка объявить «мессию» немножечко своим и поживиться с его рейтингового стола уже не первый год просматривается в заявлениях социалистов, которые подобно недобросовестному футбольному арбитру «не замечают» в действиях Ющенко откровенных провластных «фолов». Очередной неудачной попыткой присоединить к себе лидера «Нашей Украины» было образование в новом составе Верховной Рады мертворожденной оппозиционной «четверки» при участии СПУ, КПУ и блока имени Тимошенко. Эта локальная неудача вряд ли изменит стратегию. Практически у Мороза сегодня есть два выхода — или зацепиться за лагерь Ющенко на любых условиях и оказаться таким образом в фарватере президентских выборов, или остаться на обочине главной политической коллизии двух последующих лет.
Лидеры социалистов, несмотря на отдельные радикальные заявления, не политические самоубийцы. Ресурс «пленок Мельниченко» недостаточен, чтобы обеспечить партии (а не лично лидеру) будущее. И конкуренты по использованию политической конъюнктуры, которая связана с пленками, у социалистов более мощные. А поэтому на съезде в эту субботу сторонникам социалистического выбора предложат объединиться со всеми «здоровыми силами». Не стоит говорить, что уровень «здоровья» будущих союзников будут определять уже после съезда руководители партии, чтобы сообщить потом об этом скорее мнимым, чем реальным партийным массам. Что касается возможных кадровых изменений на «капитанском мостике», о которых принято говорить перед партийным съездом любой партии, то на их обсуждение не стоит расходовать время. СПУ — «нормальная» партия, а поэтому такие вопросы, если они возникнут, будут решать далеко не на съезде. Потенциал распада СПУ исчерпан еще в позапрошлом году — с отходом «группы Ивана Чижа», следовательно, монолитность рядов социалистов гарантирована.