Головой — на Запад, эмоционально — на Восток. Так коротко можно охарактеризовать внешнеполитические настроения украинцев, исследование которых провела с 13 по 19 ноября социологическая служба Национального института стратегических исследований (опрошено 1600 человек). По мнению авторов исследования, его результаты свидетельствуют, что геополитические ориентации граждан Украины являются двухвекторными, поскольку ориентированы одновременно на интеграцию как в западном, так и в восточном направлениях. Однако с не меньшей уверенностью можно назвать эти ориентации амбивалентными, то есть противоречащими друг другу. Согласно представленным в пятницу результатам опроса, больше половины украинцев (52%) готовы поддержать решение руководства страны относительно членства в Европейском Союзе, и одновременно такое же количество респондентов (52%) согласны на вхождение Украины в единое экономическое пространство. Представить себе результаты гипотетического референдума, на котором гражданам предлагалось бы сделать выбор в пользу одного из этих международных союзов, в такой ситуации крайне сложно. А если в анализ включить еще и 50% сторонников присоединения Украины к Союзу России и Беларуси, 51% желающих видеть Украину в составе ВТО, 38% ориентированных на углубление интеграции Украины в СНГ, 25% позитивно настроенных в отношении присоединения к Оборонному союзу стран СНГ (Ташкентскому договору — ДКБ) и 23% выступающих за вступление в НАТО, то вывод можно будет сделать только один: украинцы не хотят оставаться на периферии мировых интеграционных процессов. Вот только что лучше: непредсказуемая Россия или благоустроенная, но жесткая в своих требованиях Европа — пока не определились.
Природу одновременного стремления украинцев на Запад и Восток попытались выяснить авторы исследования. По словам руководителя соцслужбы НИСИ Виктора Небоженко, результаты опроса засвидетельствовали, что на сближение с Россией наших соотечественников толкают сентиментальные представления, в Европу же — рациональные аргументы. И, поскольку на протяжении 12 лет независимости нашего государства общественное сознание под влиянием факторов современного мира все-таки постепенно рационализируется, в дальнейшем можно ожидать увеличения сторонников евроинтеграции. Тем более, что небольшой крен в сторону «европейского выбора» в умах украинцев, похоже, уже произошел. Так, по мнению 25% опрошенных Украине следует отказаться от членства в ЕЭП, если это будет препятствовать вступлению страны в Евросоюз. Меньшее количество респондентов — 18% — считает, что в этом случае предпочтение все-таки следует отдать ЕЭП и отказаться от евроинтеграции. В то же время почти половина населения страны (46%) затрудняется сделать какой-то выбор в предложенной ситуации.
Попытку исследователей определить «цену вопроса» (то есть как респонденты относятся к уступкам, на которые должна будет пойти Украина в случае вступления в ЕС и ЕЭП) в свете всего вышесказанного можно считать неудавшейся. И в то же время ее результаты весьма показательны. Неудавшейся — потому что эта попытка выявляет все ту же амбивалентность. Практически равное количество респондентов соглашаются с тем, что нужно согласовать украинское законодательство с правовым полем стран и ЕЭП, и ЕС, проявляют готовность к введению режима свободной торговли со всеми партнерами, а также не соглашаются с необходимостью выполнения решений наднациональных органов в обоих вариантах интеграции. Однако этим же подобное исследование и ценно: оно отвечает на вопрос, чего мы ждем от углубления сотрудничества (и с Востоком, и с Западом) и чего опасаемся. Ждем — открытия рынков, льготных условий трудовой миграции, гармонизации законодательства. Боимся — ухудшения отношений с другими стратегическими партнерами, создания наднациональных органов, ограничения господдержки отечественных производителей.
Впрочем, нет ничего удивительного в том, что общественное мнение не дает однозначных ответов на весьма сложные даже для экспертов геополитические вопросы. Поэтому вдогонку к мнениям «простых украинцев» некоторые акценты в интеграционных приоритетах Украины расставили эксперты НИСИ. По мнению директора института, советника Президента страны Анатолия Гальчинского, в этом вопросе существуют «принципиальные оговорки, которые характеризуются соотношением евроинтеграционной стратегии Украины и ее сотрудничества со странами СНГ и ЕЭП». «В углублении сотрудничества со странами ЕЭП мы можем осуществлять только такие шаги, которые не противоречат евроинтеграционной стратегии нашей страны», — сказал советник, отметив, что такую возможность для Украины предусматривает статья 5 соглашения о ЕЭП, которая говорит о возможности разновекторной и разноскоростной интеграции.
По мнению А. Гальчинского, для Украины невозможна гармонизация законодательства со странами ЕЭП. Он подчеркнул, что «это — движение назад». Также эксперты НИСИ, по словам директора Института, «с большими оговорками» относятся к проблеме утверждения Таможенного союза, к переходу в перспективе к единой валюте и к участию Украины в регулирующем органе, который будет действовать по принципам взвешенного голосования. Если исходить из того, что в 2002 году ВВП России составлял $346 млрд., Украины — $42 млрд., Казахстана — $25 млрд., Беларуси — $14 млрд., то при распределении голосов в регулирующем органе Россия получит 81 голос, Украина — 10, Казахстан — 6, Беларусь — 3. «Мы считаем некорректной постановку вопроса об адекватности процесса формирования ЕЭП принципам утверждения, функционирования и развития ЕС», — сказал в этой связи А.Гальчинский.
Кроме того, по мнению директора НИСИ, Россия сегодня фактически не готова к утверждению зоны свободной торговли в рамках единого экономического пространства с Украиной, Беларусью и Казахстаном по принципам Всемирной торговой организации. «Возможно, провокация на Тузле связана именно с этим фактором», — сказал он. В то же время, как напомнил А. Гальчинский, Украина активно отстаивает идею зоны свободной торговли на уровне СНГ и заинтересована в создании такой зоны в рамках ЕЭП. Вместе с тем он подчеркнул, что зона свободной торговли должна быть утверждена без существующих изъятий и оговорок и функционировать по единым международным принципам и нормам ВТО — прежде всего, обеспечить равные конкурентные возможности стран, которые ее формируют.