Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Состязание бюрократий

Новая компания обходится предпринимателю в среднем в 10 «бумаг», 63 дня ожидания и треть годового дохода
15 ноября, 2000 - 00:00


По данным последнего исследования относительно состояния малого бизнеса в Украине, проведенного Международной финансовой корпорацией, в 1999 году владельцу малого частного предприятия для получения свидетельства следовало потратить в среднем 11 календарных дней, а весь процесс регистрации занимал 18 календарных дней (законодательно установленный срок — 5 дней). Занимаясь регистрацией самостоятельно, предприниматель выплачивал от 145 грн. до 750 грн., а если он пользовался услугами посредников, то в среднем это обходилось в 724 грн. (официально установленная стоимость — 119 грн.) Действующий порядок регистрации субъектов предпринимательства предусматривает предоставление 5-6 документов. Следовательно, если сравнивать с Бразилией, Боливией, Италией, то совсем неплохо. Стоит заметить, что речь идет о малом бизнесе. Какие «разрешения» нужны для среднего и большого бизнеса и сколько это стоит — вряд ли по этим показателям имеется статистика в Украине.

Споры о реформе производства зачастую сводятся к лозунгам: гибкие рынки труда, дерегуляция, более высокая конкуренция. Но даже когда предлагаемые меры единогласно одобряются, в дальнейшем, как правило, мало что происходит.

Представьте себя министром экономики, всерьез желающим улучшить структуру производства товаров и услуг, но испытывающим нехватку конкретных и практических идей. И вот вам приходит интересный ответ из Гарвардского Университета, от группы исследователей, огранизованной Андреем Шляйфером (выдающимся экономистом, в основном занимающимся изучением того, как правительство излишне усложняет экономическую жизнь).

В своем исследовании, основанном на примере 75 стран, Шляйфер затрагивает следующие вопросы: что нужно формально предпринять для того, чтобы легально и без взяток учредить новую компанию, сколько времени на это потребуется, и каковы будет затраты. Ибо если в некоей стране сложно зарегистрировать фирму, то не удивляйтесь малочисленности новых компаний и их недоразвитости. А если новые компании не возникают, то откуда взяться занятости и экономическому росту?

Приведенная ниже таблица отчасти помогает понять одиссею учредителя новой фирмы: в 75 исследованных странах необходимо в среднем получить более десяти различных свидетельств, в общей сложности ждать 63 дня до завершения бюрократических формальностей, и заплатить правительству не менее трети годового дохода.

Эти цифры ошеломляют, в особенности когда задумываешься над тем, чем же еще занимается государство, помимо регистрации названия фирмы и выдачи кода налогоплательщика. У кого найдется время провести 110 дней в кабинетах госучреждений, как в Словакии? У какого начинающего предпринимателя найдется 1000 долларов для того, чтобы заплатить за услуги бюрократии, как в Польше?

Канада победила в этом состязании бюрократий: участие государства сведено до минимума, оно доброжелательно и недорогостояще; тут Канада превосходит даже США. Кто на последнем месте? Боливия. Между Канадой и Боливией находятся все остальные 73 стран, включая страны Западной Европы. Приведем лишь один пример: взгляните на бюрократические препоны в Италии, в которой на открытие нового бизнеса уходит 4 месяца.

Бразилия, типичная с нашей точки зрения латиноамериканская страна, в этом состязании имеет очень мало шансов, равно как и большинство экономик Восточной Европы. Если исключить лидеров мирового производства — Северную Америку, страны Северной Европы, Австралию и Новую Зеландию, — то «падение нравов» действительно происходит очень быстро.

Ученые из Гарварда вопрошают: а так ли нужна вся эта бюрократическая волокита? Попытки продемонстрировать выгоды бюрократического регулирования организации новых компаний с треском провалились. Шляйфер заключает, что бюрократы строят свои рогатки в основном для того, чтобы либо обеспечить возможность брать взятки, либо гарантировать себе спокойную и непыльную работу. Экономика страдает не только от уменьшающегося по вине недружественного отношения числа рабочих мест, она также обременена необходимостью платить за бюрократию и страдать от нее. Поскольку чрезмерное регулирование процесса создания новых предприятий не имеет никаких иных целей, то правительство реформаторов должно вмешаться и упразднить препятствия.

Несомненно, многие говорят о том, что на практике все эти создаваемые препятствия ничего не значат: если работать легально по-настоящему сложно, то бизнес уходит в подполье. Предприятия продолжают работать так же хорошо, так в чем же ущерб? Чепуха. Загонять бизнес в подполье и тем самым криминализировать процесс создания и саму деятельность предприятий — не просто плохая экономическая стратегия; факт в том, что многие предприятия просто не будут созданы, пусть даже и в неформальном секторе.

Снова предположим, что Вы — ответственный министр. Вы презираете коррупцию и забюрократизованность. Вы требуете перемен. Что делать?

Когда-то Бразилия провела эксперимент по введению поста министра по делам разбюрократизации. Новый министр проехался по стране и просмотрел все формы, необходимые для заполнения при контактах с правительственными чиновниками. Он отменил примерно треть из них. Для страны, в которой чиновникам нравится ставить печати на бумагу просто из любви к искусству, это оказалось реальной победой.

Что случилось потом? Никто не помнит: похоже, служба министра закончилась, и министерство прекратило свое существование. Однако бюрократию не так просто убить! Сегодня бюрократический лабиринт в Бразилии сложнее, чем когда бы то ни было. Это подтверждает правило, которое интуитивно вывел Шляйфер с коллегами: единственный способ контролировать бюрократию — это навсегда избавиться от как можно большего числа бюрократов. До тех пор, пока бюрократы теснятся в своих кабинетах, они найдут чем заняться. И, к сожалению, их деятельность обычно сводится к «защите общественности от деловой активности», или же, иными словами, к препятствованию деловой активности.

P.S. Руди ДОРНБУШ в прошлом работал также главным экономическим советником при МВФ и Всемирном банке.

Руди ДОРНБУШ, профессор экономики, Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ