Отечественный политикум и журналистская братия имеет садистские склонности некрофобского характера. Они заставляют переворачиваться мертвых в гробах... Жертвой выбран основатель всемирной литературы — Гомер. Освоив стахановскими темпами лингвистику, языковеды-дилетанты скомпоновали пародийно-сардонические производные от названия произведения «Илиада» — «спикериаду», «премьериаду», «коалициаду». То есть наши литературные (и политические) профаны единым критерием ценности отмеченного образца красного писательства определили только растянутость... Хорошо, что хоть греки не следят за нашей политмыльной оперой, а то бы восприняли это как национальное оскорбление!..
В форме различных «иад» издеваться украинский истеблишмент над электоратом начал еще в 1998 году. Занудливо-изнурительная эпопея по избранию председателя Верховной Рады закончилась компромиссным восседанием на центральное место в президиуме парламента Александра Ткаченко. 2002 год увенчался сменой места работы В. Литвина: из кресла главы демонической Администрации президента он пересел в кресло спикера. В обоих случаях главы парламента выскочили в «шефы» из числа номинальных неудачников выборов, то есть неабсолютных победителей. Если верить выводам ученых, что история развивается циклично, то и регионалам ничего не светит. Блокирование сегодня парламентской трибуны — лишняя суматоха, убийство нервных клеток. Собственных и коалициантских... Но об этом после.
Аморфность структурирования государственной власти, обусловленной злой шуткой судьбы над Виктором Ющенко 8 декабря 2004 года (Конституционной реформы), создала необычную ситуацию. Сейчас последний парень на селе может стать первым в городе. Пока говоруны спорят, кто де-факто является первым лицом в государстве — Президент или премьер — на авансцену выходит спикер. Как и любой умелый менеджер, он при желании, а оно непременно будет, сможет вытянуть стул из-под своего работодателя. После этого удобно умостится на него, а бывшие начальнички, упав на землю, почешут затылок и будут думать, как это произошло (бесплатное предостережение Ющенко и Тимошенко).
Должность спикера никогда не была «технической». Другое дело, что такой ее делали прошлые парламентские модераторы. Это при том, что всегда существовала универсальная схема элементарной обструкции координаторам исполнительной власти — перекрытие доступа кислорода для дыхания через блокировку их законопроектов и все. Руки- ноги у них связались и по самое не хочу: одними постановлениями и указами далеко не заедешь и страной не поуправляешь. Предвыборные обещания не выполнятся, рейтинг упадет... И без более крепкого формалистского юридического фундамента трудно устроить катавасию и выгодную для себя анархию в государстве. Другое дело, что такого спикера Украина не имела. Они были или президентскими подкаблучниками, или неквалифицированными политическими игроками. Имея небогатую фантазию, работали в рамках, определенных Конституцией. Их безкреативное исполнение обязанностей, то есть четкое путешествие политическим путем исключительно по указателям буквы законов, сформировало стереотип марионеткости этого коня шахматной политической доски.
Не вписывался в это прокрустовое ложе характеристик только теперешний вице- президент НАНУ В. Литвин. Лекцию всей стране о потенциале спикерства (действительно профессиональное жонглирование полномочиями) он провел в ноябре-декабре 2004 года. Кроме имиджа миротворца-компромиссатора, к нему невольно приклеялся ярлык самого ярого нарушителя Основного Закона Украины. Без его выходки (неконституционного введения политреформы) неизвестно, что случилось бы дальше. То есть спикер еще тогда имел возможность де-факто решать судьбу государства, когда оно называлось президентско-парламентской республикой. При условиях ее номинального антипода — парламентско-президентской — можно только представить, какие спектакли будет устраивать самый равный среди равных парламентариев, превратив Верховную Раду в театр одного актера. Новоизбранному спикеру будет труднее не стать «богиней Мойрой» Украины, чем стать.
Лакмусовой бумагой влиятельности этой должности является согласие «бело-голубых» во время переговоров с «нашеукраинцами» отдать им должность главы Кабмина, оставив себе вместо этого спикера. Также именно из-за этой должности блокируются сейчас заседания Верховной Рады. Допущение пакетного голосования за премьера и спикера почти равнозначно суициду: диктата «оранжевых», пусть и потенциально толерантного, Партии регионов не избежать.
Хотя трио «оранжевых» уже якобы повторно и окончательно воссоединилось в единую семью, никто не гарантирует, что не возникнет угроза во второй раз подавиться яблоком раздора «майданников» — спикерской должностью. Повторяются семейные «разборки» образца августа-сентября 2005 г. и марта-июня 2006 года. Обвинений в общении с любовницами/любовниками в лице бисексуалов-регионалов ПОЧТИ не слышно. А поскандалить предлогов хватает. Взять хотя бы недавнее заявление Мороза о нежелательности персоны Порошенко на должность спикера. Не желают, видишь ли, антиолигархи подчиняться воле одного из крупнейших украинских магнатов. Кроме того, по их мнению, существует угроза продолжения конфронтации мистера «Рошена» и леди Ю. На такие слова оперативно и категорически отреагировала Татьяна Мокриди, руководитель информационного департамента «Нашей Украины»: Соцпартия хочет выйти из коалиции и броситься в пылкие объятия Януковича. «А «НУ», принимая во внимание недавние переговоры, присоединится вскоре к ним?» — спрашиваем мы.
О мифичности и надуманности такого сценария свидетельствует та же блокада заседаний парламента, ведь, в принципе, Порошенко должен быть меньше всего нонгратной персоной в кресле спикера для регионалов. Если, конечно, учитывать их генетическое родство (сидение на толстенном денежном мешке) и то, что пан Петр якобы был самым последовательным лоббистом в президентском блоке идеи альянса с «бело-голубыми». Поскольку же эти политические силы не поженились, гипотетически можно утверждать, что они еще больше рассорились (хрестоматийный принцип влюбленных: или страстная любовь, или непримиримая вражда). Вместо этого регионалам стали в стократ больше импонировать социалисты. Последние, очевидно, в конце концов начали реагировать на ухаживания настойчивого поклонника. То есть «оранжевое» трио может развестись, не прожив таким образом и медовый месяц! Подтверждают этот тезис и слова Турчинова о том, что, мол, главный кондитер страны и медийник одновременно не нравится и бютовцам, но ведь что поделаешь: мосты сожжены — коалиционный договор подписан. Фактически внутренняя конфигурация коалиции трансформировалась: большинство в большинстве составляет дуэт НУ и БЮТ, а Соцпартия заняла оппозиционное место первой.
То, что Мороз отказался раньше от претензий на спикерскую должность, ничего не значит. Присущий всем людям недостаток «я не злопамятный, но оскорбления помню» никто не отменял. Возможно, это был только трюк, чтобы не выглядеть козлом отпущения из-за распада «оранжевого» альянса. Пока все продолжают устраивать овации за такой благородный поступок, можно попробовать перебежать во вражеский лагерь, а тогда — хоть и апокалипсис: желаемая должность-то — в кармане...
Гадать на кофейной гуще не будем, прогнозируя, что будет дальше. Время расставит все и всех на свои места. Лучше пофантазируем и представим, каким должен быть эталонный председатель Верховной Рады. Первый вариант — это посмотреть на Владимира Стретовича, который заявил «Радио «Свобода»: «Такие качества, какие имею я, такие же должен иметь и спикер»... Оставим без комментариев мнение и осмелимся предложить альтернативу.
... Одним из стандартов НАТО является требование, чтобы должность военного министра занимал человек неармейской закалки. Считаем целесообразным ввести такой же принцип и в Верховной Раде. Но негде правды деть: незаангажированный вожак в политической стае — это нонсенс...