Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спрос на консолидацию

Сможет ли будущий президент его удовлетворить?
25 октября, 2004 - 20:09

Пожалуй, ни одна избирательная кампания в Украине не была подвергнута такому тщательному социологическому мониторингу, как нынешняя. Более того, регулярно появляющиеся в СМИ результаты рейтинговых замеров, осуществленных различными центрами изучения общественного мнения, позволили говорить даже о «войне социологии» на этих выборах. Так как данные социологических структур порой не просто не совпадали, но противоречили друг другу. Второе исследование американской компании Whitman Insight Strategies могло бы стать еще одним поленом в костер «рейтинговой» дискуссии. Но по техническим причинам презентация его результатов не смогла состояться до 15 октября (последний день, когда отечественное законодательство разрешает публикацию рейтингов). И президенту компании Бернару Уитмену с огромным сожалением пришлось представить журналистам лишь ту часть своего исследования, которая не нарушала законов Украины, и была посвящена социальным ожиданиям украинских граждан накануне выборов — вне зависимости от того, кто станет следующим президентом нашей страны. Whitman Insight Strategies с 9 по 12 октября опросила 1000 респондентов в возрасте 18 лет и старше во всех регионах Украины. Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», с чем же связан интерес американского социолога к украинским выборам, г н Уитмен ответил, что работал во время пяти избирательных кампаний в США и несколько устал от американской политики. Поэтому последние пять лет посвятил исследованиям в странах с развивающейся экономикой — в Сербии, Эквадоре. В этом году заинтересовался Украиной. «Мой прапрадедушка был украинцем — из Каменец-Подольского. Поэтому я с большим воодушевлением посетил эту страну и изучаю ее», — объясняет Б. Уитмен.

Что же узнал американский социолог об украинском избирателе? В частности, что наши сограждане с нетерпением ожидают развязки предвыборной интриги и готовы голосовать «уже сегодня». Украинский партнер г-на Уитмена директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев назвал это «эффектом усталости». Усталости, которая, к тому же, сопровождается ростом тревоги и негативизма по отношению к будущему. Украинский эксперт связывает этот рост тревог, прежде всего, с самым характером кампании, ее остротой и невозможностью спрогнозировать, чем же она закончится. По словам А. Ермолаева, «основные участники избирательной кампании своим поведением и технологиями, которые применяются для влияния на массовое сознание, не столько способствуют определению избирателей, сколько создают атмосферу неуверенности, тревоги. В этом — политическая иллюзия участников кампании: они считают, что граждане так же увлечены политической борьбой, как и сами политики».

Другую причину нетерпения украинского избирателя приводит Б. Уитмен. По его мнению, электорат хочет, чтобы эти выборы наконец закончились, и новый президент поскорее занялся реформой экономики. Поскольку именно экономические вопросы волнуют наших сограждан больше всего. «Несмотря на то, что экономика в Украине характеризуется одним из самых высоких темпов роста в Европе, — говорит американский социолог, — основная проблема, которую отмечают избиратели, — это экономика. То есть рабочие места, бедность, высокие цены».

Поэтому — ожидание второе: будущий победитель обязательно должен заняться проведением более динамичной, более успешной экономической реформы. По мнению А. Ермолаева, несмотря на текущее улучшение экономического положения, которое, конечно же, фиксируется массовым сознанием, есть понимание, что все эти улучшения еще не являются индикатором динамики серьезных экономических преобразований. Особенно это касается той категории граждан Украины, которые активно включены в экономическую жизнь (молодой средний класс, предпринимательский класс) и рассматривают не только формальные показатели социально-экономического положения, но и свою реальность в сфере экономики, успешность своих проектов. По словам эксперта, это одновременно можно рассматривать и как общественный запрос на четкую и понятную программу экономических действий — и не в форме обещаний, а в форме последовательных шагов. А также — как источник дополнительных преференций для кандидатов в оставшееся до выборов время. По мнению американского эксперта, дополнительные очки на выборах сможет получить тот из претендентов на высокий пост, кто даст избирателям обещание, что после своего вступления в должность он в течение 100 дней представит ясный исчерпывающий план экономического развития страны на ближайшие 3 года, состоящий из 5—7 пунктов.

Анализ результатов исследования также позволяет говорить о существовании электорального запроса на приоритетность внутренних проблем Украины. И о недовольстве украинцев тем, что на этих выборах было очень много спекуляций вокруг внешнеполитической тематики. «Внешние ориентиры — не есть внутреннее измерение кампании», — говорит по этому поводу А. Ермолаев. Так, для подавляющего большинства опрошенных позиция кандидатов по решению внутренних экономических и социальных проблем важнее, чем их внешнеполитическая позиция. Однако, если все же говорить о внешнеполитическом выборе украинцев, то, по мнению Ермолаева, вне зависимости от существующих преференций в различных регионах в отношении внешнеполитических вопросов, выражено настроение граждан сохранить равные отношения по всему периметру — с Европой, США, с Россией.

Пожалуй, самым важным запросом, который сумели выявить украинский и американский эксперты, является запрос украинцев на сохранение единства. Большинство опрошенных, в отличие от политиков, которые спекулируют на различиях и даже на некоторых этнокультурных особенностях украинцев разных регионов, считают, что Украина — это целостная нация, единый народ. По мнению А. Ермолаева, это косвенная оценка избирателями технологий, ориентированных на раскол. «Если какой-либо политик попытается реализовать свою победу, опираясь только на одну часть избирателей, — говорит украинский эксперт, — он получит негативный откат уже через 2—3 месяца. Причем — со стороны не только той части избирателей, которые отдавали свои голоса за его оппонента, но и среди своих избирателей».

Чтобы избежать этого, американский эксперт советует кандидатам присмотреться к опыту его страны. «В США есть традиция «медового месяца», — говорит Уитмен. — Выигравший кандидат и его партия приглашают представителей проигравшего кандидата в администрацию, а проигравшая сторона в свою очередь дает поблажки выигравшей на определенный период времени. Конечно, «медовый месяц» не может длиться слишком долго. Но он помогает консолидировать разъединенное выборами и политическим противостоянием общество. Истинная демократия — это когда после выборов две спорящие стороны объединяются и начинают работать вместе». К сожалению, как свидетельствуют данные проведенного опроса, очень немногие украинцы считают, что после выборов возможно сотрудничество кандидатов-соперников.

Оптимизм же наших сограждан заключается в том, что большинство из них надеются: будущий президент, кто бы им ни стал, сможет хотя бы частично претворить в жизнь свои обещания, будет успешно укреплять отношения Украины с Россией, с Европой и США, сможет достичь внутриполитического консенсуса, преуспеет в улучшении экономической ситуации и проведении экономической реформы, благодаря чему социально-политическая ситуация в Украине останется стабильной. А. Ермолаев связывает эти ожидания граждан с тем, что в обществе существует скепсис в отношении предвыборных обещаний. По его мнению, это позволяет говорить о том, что после этих выборов будет создана площадка для общественного мониторинга и влияния на позицию будущей власти с точки зрения ее заявок перед выборами. «Былого равнодушия граждан к политике уже не будет», — утверждает политолог.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ