Сегодня постсоветское пространство претерпевает серьезные эволюционные трансформации. Завершается важный период в существовании СНГ, который можно охарактеризовать как период поиска интегрирующих начал и устойчивых форм партнерства.
Экономический прагматизм, который, по сути, стал основой новой идеологии Содружества, возобладал над геополитическими предубеждениями и политическими «фобиями» большинства национальных элит. А избрание Президента Украины Л.Кучмы председателем Совета глав государств СНГ стало попыткой объединения существующих «клубов по национальным интересам» в рамках Содружества — ГУУАМ и ЕвразЭС.
В СНГ, как в эффективном инструменте отстаивания национальных политико-экономических интересов, сегодня заинтересованы все входящие в него страны, независимо от стратегических ориентиров, физической географии и типологии ресурсов развития. Следует также признать, что другой, более эффективной формы сотрудничества на постсоветском пространстве, до сих пор, несмотря на имевшиеся попытки и «спонсорскую поддержку», выстроить не удалось. Единственное, чего всегда не хватало СНГ и на чем следовало бы сосредоточить особое внимание — так это на последовательности в реализации деклараций и прагматичной содержательности партнерства.
Избрание Л.Кучмы председателем Совета глав государств СНГ во многом является знаковым событием и для СНГ, и для Украины. Для Содружества оно стало заметным шагом в сторону Европы, победой экономических ожиданий над геополитическими разочарованиями, а также своевременной возможностью реинтегрировать национальные интересы стран-участниц в единую коллективную стратегию. Для Украины — возможностью закрепить статус регионального геополитического лидера и доказательством того, что разговоры о кризисе геополитического доверия к Украине носят провокационный характер.
Итак, с окончанием определенного этапа в жизни СНГ переворачивается новая страница в геополитической истории Украины, открываются новые национальные перспективы, но и вместе с тем появляются новые актуальные вопросы:
Что должна сделать Украина для Содружества, чтобы оно стало эффективным?..
Каково пространство политических возможностей Украины в СНГ?..
Является ли новый статус украинского лидера поводом для кардинальной смены внешнеполитических приоритетов государства?..
Что такое интеграция на постсоветском пространстве сегодня, каковы ее векторы и цели?..
Все эти вопросы волнуют сегодня не только экспертное сообщество, а и простых людей, следящих за изменениями в политике и ожидающих дальнейшего улучшения в экономике.
В соответствии с программными заявлениями Л.Кучмы, основой интеграции на новом этапе должно стать развитие торгово-экономического сотрудничества, промышленная и геоэнергетическая кооперация. Т.е. тот концептуальный набор, на основе которого выстраиваются прочные экономические альянсы, строятся бизнес-платформы, возникают ТНК и, в конечном счете, — формируется глобальная прагматичная политика 21 века. Для того, чтобы поставленные цели были достигнуты, необходимо улучшить, а возможно и пересмотреть процедурные механизмы исполнения решений Совета глав государств СНГ, усовершенствовать систему исполнения решений на уровне центральных и региональных органов власти стран Содружества.
Как объективный факт следует признать, что возможности для украинского маневра в масштабах СНГ во многом формируются за счет потенциала поддержки России. Ограничение этих возможностей нежелательно ни для Украины, ни для России, ни для СНГ. Напротив, выстраивание стратегической оси «Украина — Россия» и утверждение Украины как дееспособного лидера СНГ, укрепит Содружество и прекратит существующие дезинтеграционные тенденции (что, собственно, и является одной из целей геополитических инвестиций России в Украину). Возможности политического маневра Украины в рамках СНГ зависят от уровня конструктивизма в украино-российских отношениях, экономической отдачи от реализации проектов, а также от умения находить баланс во взаимоотношениях стран Каспийского региона и Кавказа.
Для Украины лидерство в СНГ не означает автоматической переориентации с европейской на евроазиатскую интеграцию. Напротив, усиление позиций на постсоветском пространстве «подымет котировки» украинских геополитических акций и расширит возможности украинского присутствия в общеевропейских процессах. Украинская евростратегия и европейский выбор в новых условиях приобретают два измерения — национальное (работа над соответствием внутренних стандартов выбранному европейскому курсу) и наднациональное (отстаивание европейского выбора на уровне Содружества). Внешнеполитические приоритеты Украины останутся неизменными — европейская интеграция, партнерство с НАТО, вступление в ВТО, развитие отношений с Польшей и приграничными государствами, укрепление сотрудничества со странами Содружества. Также в ближайшее время можно ожидать появления нового стратегического европейского альянса Москва — Киев — Берлин, основой которого станет совместное участие в Международном газотранспортном консорциуме и других энергетических проектах, ориентированных на экспорт ресурсов из Средней Азии в Западную Европу.
Интеграция на постсоветском пространстве сегодня — это сложный процесс и беспрецедентный корпоративный проект. Основаниями солидарности для стран Содружества сегодня выступают: с одной стороны — общая политическая история, с другой — общая подверженность одним и тем же рискам и вызовам глобальной конкуренции. Каждая из составляющих Содружества (будь то группа стран или отдельное государство) на сегодняшний день не в состоянии эффективно реализовать автономную конкурентную стратегию без угроз внутренней дестабилизации, утраты суверенитета или пересмотра территориальной целостности. Совокупный потенциал стран Содружества, напротив, позволяет не только перекрестно осваивать рынки, осуществлять взаимные инвестиции, образовывать производственные циклы и кооперационные системы, а и — создавать конкурентные ТНК в таких «отраслях будущего» как геоэнергетика и транзит, космические технологии и связь, промышленные технологии, машиностроение и ВПК. К тому же, только от введения режима свободной торговли и увеличения импорта-экспорта товаров, (без учета связанных с этим структурных экономических преобразований) национальные экономики стран Содружества могут получить дополнительный прирост ВВП на уровне 1 — 2%.
Новый региональный геополитический статус Украины, ее позиции в Содружестве и евроинтеграционные перспективы зависят от того, насколько удастся преодолеть такие проблемы, как: замедление положительной динамики во взаимоотношениях с Евроатлантическими (НАТО, ЕС, ПАСЕ) и глобальными (ВТО, ВБ, МБРР) структурами; «накопление санкций», которое может повредить не только глобальным интеграционным перспективам и экономическим амбициям Украины, а и национальным компаниям, работающим на внешних рынках; заострение противоречий внутри СНГ и замедление процесса образования Зоны свободной торговли в рамках Содружества.
Для того, чтобы избежать этих и многих других угроз, в текущем году украинская дипломатия должна продемонстрировать не просто умение сводить сложные «геополитические балансы», а и способность к нестандартному геополитическому мышлению, к умению сочетать национальные интересы государства с корпоративными интересами Содружества и универсальными требованиями глобального сообщества. Теперь эффективным должно быть не только государство Украина, а и Содружество Независимых Государств, в котором нашей стране доверена особая роль. От этого зависит геополитическое реноме Украины и стратегические экономические перспективы постсоветского региона. Сегодня есть возможность доказать, что СНГ — это не «СССР поле развала», а часть единого европейского будущего, пусть даже и отдаленного.