Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сталинградская стратегия

«Элитные аргументы» Саддама
22 марта, 2003 - 00:00

Будучи экспертом по репрессиям внутри страны, но абсолютно некомпетентным военным стратегом, Саддам Хуссейн думает, что он может сражаться и победить. Его стратегия, судя по всему, заключается в том, чтобы защищать Багдад как еще один Сталинград, то есть воевать за каждую улицу, за каждый дом.

Военная стратегия, которая преднамеренно начинается с того, чем обычно заканчивается большинство войн, то есть с обороны каждой улицы столицы посредством уличных боев, безусловно, оригинальна. Она, кроме того, еще и реалистична, поскольку не предполагает даже попыток защитить иракские границы от американских военно-воздушных сил.

Но было бы иллюзией думать, что население Багдада будет защищать режим Саддама. Угрюмое повиновение — это самое большее, что Саддам может ожидать от иракцев. Уличные бои придется вести силами тех, против кого направлены воздушные бомбардировки: это элитные войска Саддама.

Будут ли они воевать после массированных бомбардировок, зависит от того, насколько успешной окажется воздушная кампания. Непохоже, чтобы элитные войска Саддама были захвачены врасплох в хорошо заметных бараках. Их можно было бы захватить в лагерях, даже если бы они часто перемещались. Конечно, войска можно сделать неуязвимыми к бомбежке, рассредоточив их среди гражданского населения, но бронированную технику и артиллерию невозможно спрятать в многоквартирных домах.

Саддамовская система обеспечения безопасности Багдада включает Особую республиканскую гвардию, насчитывающую 16000 человек и представляющую собой самые дисциплинированные войска с самой лучшей экипировкой. Пока не ясно, сколько человек для уличных боев Саддам сумеет собрать из своих пяти конкурирующих служб безопасности (5-тысячного отдела специальной безопасности Аль Амн аль-Хас, 4-тысячной службы общей безопасности аль-Мухабарат аль- Амма, 5-тысячной военной службы безопасности Аль-Истихбарат иль- Аскарийя, 5-тысячной Аль Амн аль- Аскарийя и 8-тысячного управления общей разведки Мудирият аль-Амн аль-Амма). 25000 — 30000 сотрудников этих служб рассредоточены по всему Ираку.

Если же Саддам не наберет нужного ему количества, он может набрать дополнительные силы из организации «Фидаины Саддама», которая насчитывает 15000 человек из самых доверенных иракских родов. Чтобы набрать действительно огромное количество бойцов, можно задействовать Народную армию Джаиш аль-Шааби, партийную милицию, насчитывающую 150000 мужчин и женщин только в одном Багдаде.

Но ведение уличных боев требует еще большей выучки, способности к совместным действиям и лидерства, чем сражения на открытой местности. В секретной полиции Саддама много клерков, палачей и тех, кто проводил пытки, но не так много обученных солдат. Что касается «Фидаинов Саддама», то это деревенские головорезы, незнакомые с городским ландшафтом Багдада.

Мужчины из состава Особой республиканской гвардии, возможно, сохранят верность Саддаму, поскольку они рекрутированы в основном из родного племени Саддама — Аль-бу-Назир, проживающего вокруг города Тикрит. Они являются действительно преторианской гвардей, как и их римские предшественники. У них лучшее обмундирование, им больше платят, чем обычным солдатам, но офицеры слишком близки к интригам дворцовой политики Ирака, чтобы оставаться слепо преданными Саддаму. Несколько из них были казнены за организацию заговора против Саддама. И не все они были невиновны.

Недавно Садам ввел в Багдад Республиканскую гвардию «неособого назначения». Входящие в эту группировку десять дивизий, в которых насчитывается 100 000 человек, обучены и вооружены лучше, чем регулярная армия, которая сейчас слабее, чем во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году, когда она оказывала незначительное противодействие войскам союзников, прежде чем сдаться. И напротив, первая дивизия гвардии — Хамураппи, вторая — Аль Медина, третья — Тавакална и шестая — Небучаднезар — все они оказали ожесточенное сопротивление американским войскам в 1991 году.

Несмотря на свой элитный статус, гвардия недостаточно обучена, чтобы удержать оборону или нанести значительный урон. Конечно, у армии США лучшее вооружение и снаряжение, однако хорошо обученные войска могут иногда скомпенсировать техническое преимущество и нанести противнику ощутимый урон, если не победить. Половина входящих в состав гвардии дивизий — это пехота, предназначенная для ведения боевых действий на городских улицах, но остальная часть — это бронетанковые и механизированные части, и они зависят от танков и боевых машин пехоты, которые легко поразить с помощью высокоточного оружия.

Многострадальное население Багдада, большинство которого составляют шииты и миллион недовольных режимом курдов, вряд ли будет бездействовать ввиду неминуемого прибытия американских и британских войск. Однако восстаний, которые сдадут город союзникам без боя, вряд ли следует ожидать, поскольку все боятся, что Саддам может уцелеть и отомстить им. Тем не менее, охота на соседей — палачей и информаторов — может создать враждебную обстановку, что будет препятствовать тем, кто сохранит верность Саддаму.

Даже в этом случае свергнуть Саддама будет непросто. Основные наступательные силы, расположенные в Кувейте, должны пройти 500 километров, чтобы добраться до Багдада. Именно поэтому мобильные силы, костяк которых составляют 101-я воздушно-десантная дивизия США и 16-я воздушно-штурмовая бригада Великобритании, будут десантированы непосредственно возле Багдада, где им предстоит соединиться с колоннами бронетехники, идущей из Кувейта.

Прорвать оборону второго по величине иракского города Басры будет не легче. Ее основное предназначение заключалось в том, чтобы отбить у Ирана желание вторгнуться на территорию Ирака со стороны границы по реке Шатт, права собственности на которую оспариваются между этими странами, и которая была основной ареной наиболее интенсивных военных действий в восьмилетней Ирано-Иракской войне. По этой причине войска были рассредоточены вдоль южной границы Ирака от Фо до Амара, что находится в 150 километрах от Кувейта.

Наземным военным частям США и Великобритании, которым в большинстве сражений будут противостоять численно превосходящие силы противника, а также труднопроходимая местность, будет рискованно преодолевать эту двойную линию обороны, и этим будут заниматься воздушные силы. Для защиты бронетанковых колонн от атак с флангов и прорыва обороны стоящих у них на пути иракских частей будут использоваться истребители-бомбардировщики и боевые вертолеты.

Помимо этого, потребуется приложить дополнительные усилия, чтобы быстро дойти до Багдада. Перед этим будут проведены начальные «стратегические» бомбардировки, беспрецедентные по своим масштабам, но не потому, что будет задействовано больше ударных самолетов, чем в войне в Персидском заливе. Наоборот, их будет почти в два раза меньше, всего около 700 самолетов. Но в 1991 году менее 150 самолетов было оснащено сверхточным оружием, которое дало 90% из всех попаданий в цель. Сейчас все американские и британские самолеты вооружены высокоточным оружием. Число отдельных целей, по которым может быть нанесен удар в течение первых 48 часов боевых действий, будет в пять раз больше, чем в 1991 году. Впридачу к этому, более 900 крылатых ракет морского базирования — втрое больше, чем в 1991 году — в два раза усилят первоначальный удар бомбардировочной авиации.

В дополнение к средствам ПВО, командным центрам и средствам связи, в качестве ключевых целей будут выбраны штабные помещения, казармы, склады, бункеры и другие известные эвакуационные убежища и палаточные лагеря регулярной гвардии Саддама и его сил особого назначения, а также его пяти различных служб безопасности. Но как бы события ни развивались дальше, в этой войне весь удар будет сосредоточен на тех, кто пытал и убивал иракский народ.

КСТАТИ

Режим международных санкций против Ирака и все последние события, действительно, привели к тому, что у страны просто не осталось денег на поддержание громоздкой военной машины. Поэтому сегодняшняя мобилизация ставит в строй не более 400 тысяч человек. Это включает все вооруженные силы — ВВС, военно-морской флот, республиканскую гвардию и специальную республиканскую гвардию — личный корпус Саддама Хусейна. Именно гвардейские силы считаются наиболее преданными Саддаму, и именно они, видимо, будут сражаться всерьез. По оценкам специалистов, они насчитывают от 60 до 80 тысяч человек, и им поручено охранять крупные города, включая Багдад. К ним специалисты добавляют еще от 30 до 40 тысяч человек — сотрудников спецслужб и разведки. Но далеко не все они хорошо экипированы — полной выкладкой могут похвастаться опять-таки только гвардейцы. Многие обозреватели считают, что простые иракские солдаты могут дезертировать после первого же артиллерийского обстрела. Дело в том, что регулярная армия состоит сейчас в основном из новобранцев. Однако элитные гвардейские части могут повести себя совсем по-иному. Сейчас в иракской пустыне разворачивается неравное сражение. И некоторые наблюдатели считают, что как только Саддам Хусейн поймет всю безвыходность своего положения, он может прибегнуть к химическому или биологическому оружию.

Эдвард Н. ЛЮТТВАК, Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон). Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ