Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стертая история

Уничтожено граффити на Грушевского — готовы ли украинцы не поддаваться на провокации, а власть — не давать поводов?
4 сентября, 2017 - 19:03
КИЕВ. ФЕВРАЛЬ, 2014 г. / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Там собрался у ворот этот... как его?... народ!» — вспоминается фраза российского актера и поэта Леонида Филатова, когда снова и снова власть наступает на те же грабли общественной и часто радикальной реакции. Радикализм — явление деструктивное. Ни к чему хорошему оно не приведет. Но оно объективно существует. Тем более именно радикализм подкармливают некоторые силы, которые, как серфингисты на волнах, удерживают свое политическое и бизнесовое равновесие. Да и не будем забывать, что именно из-за грейдера на Банковой, который  сам Порошенко пытался остановить в декабре 2014-го, он и пришел к власти. Поэтому должен был бы изучить все нюансы и особенности народного гнева, сопротивления и того, как его можно использовать или, наоборот, не спровоцировать.

В конце прошлой недели в центре столицы случилось то, что немногие ожидали. Кто-то стер патриотические граффити, которые были нарисованы на улице Грушевского во время бурных событий февраля 2014 года. Стер не просто очередную фантазию уличного художника, а артефакт, который уже вписан в историческое наследие и охраняется законом. Стер и тем самым плюнул в душу тем, кто погибал на том Майдане, кто потом пошел с «Грущи» добровольцем на войну, кто мечтал об обновленном государстве, кто искренне желал для страны лучшего. Мы не спросим у представителей Небесной сотни, взвесили ли все они тогда на Майдане, понимали ли исторические причинно-следственные связи, имели ли сомнение относительно правильности своих действий. Не спросим, потому что их нет. Так же, как не спросим у тысячей убитых добровольцев на востоке, которые положили свои головы среди терриконов Донбасса за нашу землю, ждали ли они  Минск-1 или Минск-2. Были в АТО и те, кто не воспринимал Майдан, но тем не менее пошел на фронт по собственному желанию. И портреты Тараса и Леси на Грушевского пульсировали с их сердцами, ведь символизировали главное — искренность!

Генпрокурор Юрий Луценко в день уничтожения графити отреагировал заявлением об открытии криминального производства по факту уничтожения графити, ссылаясь на приказ Министерства культуры Украины №869 от 15.10.2014 года, в котором место боевых действий и массовой гибели граждан в районе улицы Грушевского в городе Киеве во время акций протеста в феврале 2014 года отнесены к объектам культурного наследия. Украинский ученый-историк Владимир Вятрович, в свою очередь, в facebook заявил, что «общественность показала, что Украина — это страна, в которой был Майдан. Правоохранительные органы должны показать, что Украина — это государство, в котором есть закон. Преступник должен ответить по закону так, чтобы другим не хотелось повторить».

Народное сопротивление — это здоровая реакция общественного организма, в который попал вирус. Температура убивает этот вирус, хоть от нее и лихорадит. Но нужно знать, до какой степени можно держать ее градус. Иначе — смерть. Человек с массивными перстнями на руках, который кичился золотыми слитками и торговал мебелью «па-багатаму» и для «богатых», в один миг превратился не просто в вандала души народа. Он стал олицетворением той прослойки, которая не просто не восприняла Майдан (до этого события нужно действительно относиться с особенной критичностью), но и главное, — не понял, что случилось у него под стенами арендованного магазина для богатеев. И очень показательным является то, что этого владельца роскоши во время сплошной бедности, начали защищать некоторые депутаты из провластной партии, при этом, «выплюнув» фразу о «гражданской войне». Ему и им так и не дошло, что на тех стенах была в буквальном смысле кровью нарисована история без надлежащих выводов, в то время, как  за этими стенами находила свой покой атрибутика гламурных «понтов» 90-х. Такая себе разрисованная экзема застывшего времени. Что же, для наглядной демонстрации драмы современности иногда вовсе не нужно выдумывать пьесу и делать декоративные постановки. Время само разрисует полотно в нужные цвета — гламурные и кровавые. Главное — не захлебнуться в них.

Возобновить граффити можно, но их ценность была во времени, когда они были нарисованы. Разбить стекло магазина, который принадлежал «богачу» можно, но это не вправит мозги всем тем, кто, находясь в Украине, до сих пор воспринимает ее как базар, а не государство. Посадить вандала необходимо, ведь иначе человеческое сопротивление будет только подогреваться, что в нашем недостроенном государстве подобно пламени с керосином. А для этого власти придется разобраться, в том числе со своими. Теми же, которые, как оказывается, считают, что в Украине «гражданская война». Способна ли она на это?

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ