Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сто дней «Справедливости»

«Новые левые» уже начинают обходить «традиционных» социалистов
25 июля, 2000 - 00:00

Всеукраинское объединение левых «Справедливость» во главе с Иваном Чижом в ознаменование первых ста дней провело встречу с прессой, которая прошла в обстановке почти семейной: с демонстрацией домашнего видеофильма о становлении партии и теплых, товарищеских отношений в среде руководства. В течение этих ста дней партийцы приобрели опыт государственнического конструктивизма и отточили аргументацию — почему их не следует считать раскольниками в левом движении.

Этим оправданием, как видно, уделяется слишком много внимания. Или оппоненты забросали упреками, или газета социалистов «Товарищ» так донимает, или дает себя знать внутренняя трагедия, которая, по словам И.Чижа, до сих пор «болит всем», кто вынужден был покинуть Соцпартию, но лидеры «Справедливости» каждый раз оправдываются относительно самостоятельности политической судьбы и самодостаточности своего детища. Даже тогда, когда этих оправданий никто особенно не требует. Но разумеется, что проигрыш на президентских выборах не мог пройти для социалистов незамеченным, что существование двух центров притяжения внутри партии если и подогревалось «врагами левого движения», то только потому, что для раскола назревали внутрипартийные, личностные предпосылки, во всяком случае, никому еще не удавалось расколоть монолит, если он треснул перед этим от тактических ошибок. Теперь, наконец, не так важно, чьими руками осуществлен раскол, потому что существование в различных политических координатах конструктивной и просто оппозиции ставит перед И.Чижом вопрос более существенный — правильна ли тактика «Справедливости», найдены ли новые, убедительные идеи и формы работы с избирателями, 30 процентов которых хоть и симпатизируют левым и левоцентристским идеям, но не хотят голосовать за нынешних левых. Кажется, что пока И.Чиж не перестанет оправдываться, даже сверхдемократичный устав партии (первые руководители не могут руководить более трех сроков, не существует партийных наказаний и исключения из партии) будет восприниматься лишь как опровержение всего того, от чего пострадали «справедливцы» в рядах социалистов.

Иван Чиж убежден, что его партия нашла новый, партийно незаангажированный пласт сторонников левой идеи и оттуда черпает новообращенных партийцев, ряды которых выросли до 8 тысяч членов, из которых 73% не были в других партиях. По сравнению с численностью ячеек Соцпартии, «Справедливость» в некоторых областях уже получила реванш. Например, в Севастополе, по словам Чижа, ячейка Соцпартии несколько лет насчитывает не более 25—28 человек, а «Справедливость» уже имеет там более 200 членов. Словом, «сегодня у нас есть из чего черпать дополнительно и прибавляем суммарную силу в левое течение».

«Справедливости ради нужно поблагодарить Мороза за то, что он освободил нишу, которую занимала Соцпартия, поведя ее в правоцентризм, — говорит Чиж. — Теперь мы стоим на этой нише, расширив ее вправо и влево... И мы хотели бы иметь такую партию, которая была бы интересна обществу, адекватно реагировала бы на то, что в нем происходит, и, возможно, даже имела бы когда- то «золотую акцию», которую могла бы отдать даже представителю коммунистической или социалистической силы, если когда-нибудь мы будем уверены, что опять не произойдет измены по примеру «Каневской четверки» или путем других сговоров».

Свое отношение к власти партия считает дуалистическим: усилия, идущие на благо народа, «Справедливость» поддерживает, действия власти, которые ухудшают жизнь людей, — жестко критикует. Целесообразность конструктивной оппозиции (она же дуалистическая, она же — позиция государственнического конструктивизма) объясняется опять же в сравнении с позицией бывших соратников. С точки зрения жесткой оппозиционности, которая в политическом плане является, по мнению И.Чижа, более выгодной, — нужно день и ночь бить сапогами этого президента, власть. Но рядовому человеку от этого только хуже, ведь есть ситуации, на которые мы сегодня должны влиять.

— Я только сейчас понимаю, — говорит Иван Сергеевич, — если бы в 94-м году Мороз не планировал, что он в 99-м должен быть президентом, а знал только, что он председатель ВР, то взял бы Кучму, который пришел к власти на левом электорате, на «абордаж», и ситуация могла бы в социалистическую сторону повернуться еще с 94-го года.

Следовательно, «Справедливость», с сожалением распрощавшись с дармовыми барышами и «легкими» политическими дивидендами жесткой оппозиционности, стала проводить политику реальных возможностей — давить на власть, влиять на ее решение, «толкать власть вперед».

Начали с того, что единственные из оппозиционных сил отнесли Президенту предложения относительно экономического возрождения государства на основании ускоренного преодоления кризиса производства. За эту встречу с Кучмой другие левые И.Чижа молчаливо осудили. Но он считает встречу полезной: предложения пошли в правительство с резолюциями «изучить» и «учесть». Теперь партийцы ожидают, использует правительство их разработки или нет. От этого зависит дальнейшая тактика «Справедливости», которая вместо первомайских митингов провела конкурс рисунка на асфальте.

Чиж подчеркивает, что в отличие от других левых трое народных депутатов-«справедливцев» отдали свой голос за приватизацию «Укртелекома». «Мы не зашорены сугубо политически», — уверяет он, — и если от приватизации «Укртелекома» государству будет польза, то партия только поддержит такое решение».

А политические взаимоотношения с левыми при этом «подталкивании власти вперед» как- то не складываются. Новорожденную КПУ(о) Иван Чиж оценивает дуалистически: если она создана на честных принципах реформы Компартии, то можно было бы приветствовать, если же это создано кем-то, то не может иметь никакой поддержки и, кроме осуждения, ничего не заслуживает (как именно ее создали, прояснил Василий Арестов, исполнительный секретарь Совета партии: «Создалось впечатление, что КПУ(о) — подсадная утка»). «Старых» же левых «Справедливость» упрекает в их невлиянии на реальные политические процессы: что конкретно дает обществу то, что у коммунистов, по их же определению, «в кармане 20% электората»? Оппозиция — занавес в политическом театре, действие происходит помимо их желаний, интересов, программных учреждений.

Вскоре мы сможем увидеть, смогут ли левые, разведенные в разные углы политического ринга, провести общую акцию. «Справедливость» предложит Президенту провести референдум по вопросу частной собственности на землю, ведь в Конституции определена всенародная собственность на землю. Правда, Иван Чиж и не рассчитывает на солидарность со стороны других левых. Он считает, что они будут блокировать инициативу под предлогом того, что власть сфальсифицирует результаты, и частную собственность на землю освятят именем народа. На самом деле Иван Сергеевич убежден, что левые, особенно социалисты, чувствуют политическую ревность по отношению к «Справедливости», ему известно, что один из социалистов пояснил: фракция голосовала против законопроекта об охране общественной морали только потому, что его авторство принадлежит Чижу. «И так будет всегда», — передают партийцы слова этого социалиста.

Ирина ЧЕМЕРИС, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ