Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стремление к балансу

22 июля, 2004 - 00:00


О разных аспектах межнациональных отношений в Украине — в интервью народного депутата Украины, президента Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александра ФЕЛЬДМАНА.

— Как вы оцениваете существующее положение национальных меньшинств Украины?

— В первую очередь надо отметить такой показательный в этом отношении факт — в украинском обществе за все годы его жизни в условиях независимого государства не было острых конфликтов на национальной или религиозной почве. Конечно, это не значит, что здесь вообще нет никаких проблем. Они есть и будут возникать, что вполне естественно для молодого многонационального государства. Но, я считаю, важно другое. В Украине на сегодня создана политико-правовая система, которая отвечает потребностям демократического развития многонационального общества и международно- правовым стандартам в сфере защиты прав национальных меньшинств.

Еще одним показателем является уровень самоорганизации национальных меньшинств Украины. По официальным данным, в начале 2004 года в cтране действовало более тысячи общественных организаций национально-культурной направленности, представляющих почти всю этническую палитру украинского общества. В деятельности национально-культурных организаций принимают непосредственное и активное участие десятки тысяч людей. Именно общественные организации в большинстве случаев берут на себя организационную работу по обеспечению прав национальных меньшинств в области образования и культуры, в информационной сфере.

Отличительной чертой развития общественных организаций в последние годы является усиление координации их деятельности. Пример тому — наша Ассоциация национально-культурных объединений Украины, в которую сегодня входит более 200 организаций из разных регионов страны, представляющих разные этнонациональные группы. Мы на практике убедились, что интеграция наших усилий, взаимопомощь приносят хорошие результаты, позволяют быстрее и эффективнее решать общие задачи.

— Достаточно ли эффективно государство помогает развиваться национальным меньшинствам? Насколько, на ваш взгляд, продуманна и качественна государственная политика в этой сфере?

— То, что межнациональные отношения в нашей стране характеризуются стабильностью и отсутствием противостояний, не возникает и не существует само по себе, как бы автоматически. Это следствие продуманной и взвешенной государственной политики, создания надлежащих условий для сохранения самобытности и свободного развития всех национальностей, формирования высокой культуры межнациональных отношений.

В вопросах выработки и реализации этнонациональной политики государство активно сотрудничает с национально-культурными обществами. Результатом такого сотрудничества сегодня являются тысячи общеобразовательных и дошкольных учебных заведений, в которых удовлетворяются образовательные потребности представителей национальных меньшинств, сотни профессиональных и тысячи любительских коллективов и учреждений культуры, сотни тысяч экземпляров книг, выпущенных на языках национальных меньшинств, около 200 средств массовой информации, ориентированных на данную аудиторию. Считаю, что, исходя из нынешних условий в этих областях общественной жизни, государство сделало для представителей национальных меньшинств максимум возможного. Достижение качественно новых рубежей возможно только по мере укрепления бюджетного потенциала государства и поиска других, негосударственных источников финансирования. А государство в данном случае должно уже не столько помогать (в буквальном смысле этого слова), сколько — создавать благоприятную правовую и экономическую почву для социального инвестирования. Иначе говоря, образовательным, культурным и информационным проектам общественных организаций национальных меньшинств необходим определенный льготный режим, поскольку эти проекты не могут быть прибыльными по определению.

Следует подчеркнуть, что в своей поддержке национальных меньшинств государство устанавливает приоритеты, исходя из актуальности проблем, то есть помощь получают те, кто больше всего в ней сегодня нуждается. Государственная этнонациональная политика имеет дифференцированный по степени актуальности подход. Я имею в виду, например, утверждение мероприятий государственной поддержки сохранения культурного наследия крымских караимов и крымчаков и целевую отраслевую программу социально-духовного возрождения ромов Украины на период до 2006 года.

— Каковы, по вашему мнению, основные проблемы, с которыми сталкиваются национальные меньшинства Украины?

— В течение последнего года я имел возможность посетить практически все регионы страны, встретиться и непосредственно пообщаться с руководителями местных национально-культурных обществ. Это позволяет мне проблемы, с которыми сталкиваются национальные меньшинства, сгруппировать следующим образом:

— во-первых, вопросы, требующие законодательного урегулирования. Это и принятие Концепции государственной этнонациональной политики Украины, и разработка и принятие Закона «О развитии и функционировании языков в Украине», и принятие Закона «О национально-культурной автономии», и внесение изменений в Закон «Об образовании» в части развития национальных школ. И даже принятый недавно закон о выборах требует внесения изменений, так как не учитывает возможность представительства национальных меньшинств в органах власти на местах;

— во-вторых, проблемы, которые можно решить на уровне двухсторонних межправительственных соглашений (культурный и научный обмен между странами, взаимное признание документов об образовании и т.п.);

— в третьих, большая группа проблем связана с взаимодействием местных органов исполнительной власти и общественных организаций национальных меньшинств. Это и создание областных Центров национальных культур, создание этнокультурных залов (выставок) в краеведческих музеях, выделение помещений для национальных школ, предоставление льгот на аренду помещений и оплату коммунальных услуг общественным организациям, вопросы, связанные с восстановлением историко-культурных и культовых сооружений, которые сейчас используются не по назначению.

Говоря о проблемах национальных меньшинств, не надо забывать, что речь идет о гражданах нашей страны, которым близки те же проблемы, что волнуют и все общество. В стране официально стартовала президентская кампания. В этих условиях, как показывает наш собственный опыт и опыт других стран, проблематика межнациональных отношений приобретает особую остроту, поскольку на каждых выборах отдельные политические силы пытаются использовать в своих целях этнический фактор, откровенно спекулируют на проблемах межнациональных отношений. К сожалению, ситуация не улучшается. И накануне выборов 2002 года, и сейчас Ассоциация национально-культурных объединений Украины заявляла и заявляет о своей принципиальной позиции: нельзя политизировать сферу межнациональных отношений, нельзя играть со спичками на пороховой бочке. В связи с этим мы провели 15 июля 2004 года расширенное заседание Совета Ассоциации, на котором обсуждались задачи общественных организаций по защите прав национальных меньшинств в этих условиях. На Совете мы приняли решение направить кандидатам в президенты и поддерживающим их политическим силам специальное обращение, в котором призвали их:

— не противопоставлять в процессе политической борьбы одних граждан Украины другим по признакам расовой, этнической и религиозной принадлежности;

— не допускать в своих информационных материалах и пропагандистской деятельности посягательств на национальное и религиозное достоинство политических оппонентов, проявлений ксенофобии и расизма;

— не спекулировать в ходе политических дискуссий на острых и потенциально конфликтных вопросах межнациональных и межконфессиональных отношений в Украине.

Мы также решили, что не должны ограничиться только призывом к участникам выборов. Поэтому в ближайшее время во всех регионах, где созданы и действуют представительства Ассоциации, будут сформированы рабочие группы, которые будут мониторить агитационные материалы и пропагандистскую деятельность кандидатов в президенты на предмет нарушений этических и правовых стандартов межнациональных отношений. В свою очередь дирекция Ассоциации и я, как народный депутат, будем оперативно доводить эти факты до сведения руководства правоохранительных органов. Информационное содействие этой деятельности возьмет на себя печатный орган Ассоциации — газета «Моя Родина. Моя Батьківщина».

— Как государственная национальная политика соотносится с аналогичной практикой в развитых странах мира?

— В любой стране государственная политика в сфере межнациональных отношений исходит, прежде всего, из особенностей и традиций общества, а также из специфики конкретно-исторических условий развития данного государства. Есть страны, основу населения которых составляет один этнос, а есть государства с многонациональным составом населения. Есть страны, сформировавшиеся в результате миграционных процессов. Все это накладывает свой отпечаток на этнонациональную политику. Например, для стран Северной Америки характерна политика мультикультурализма, суть которой в поддержке и развитии культурного многообразия на основе различных этнических общин (большей частью имеющих эмигрантское происхождение). Некоторые новые независимые государства, напротив, делают акцент на формировании единой нации на основе этноса, составляющего большую часть населения страны. В целом ряде стран мира для оптимизации межнациональных отношений используются принципы федерализма, федеративного национально-государственного устройства. Для многих европейских стран после Первой мировой войны характерно предоставление особого правового статуса этническим группам, традиционно проживающим на территории конкретной страны, но составляющим меньшинство ее населения. В последние годы этот подход становится все более распространенным и универсальным, а само понятие «национальное меньшинство» приобрело международно-правовой характер.

Если говорить о специфике государственной этнонациональной политики в Украине, то она состоит в одновременном решении сразу двух задач — с одной стороны, формирования единой украинской политической нации, возрождения и развития украинской культуры и языка, с другой — соблюдения прав, обеспечения условий для сохранения и развития культурной самобытности национальных меньшинств, проживающих на территории Украины. Необходимо обеспечивать баланс между двумя этими задачами, не «перегибая палку» ни в одну, ни в другую сторону. Удается ли это? Может быть, и не в полной мере, но в основном этот политически сложный баланс выдерживается. Об этом свидетельствуют и отсутствие серьезных межнациональных конфликтов в нашей стране, и высокие оценки нашего законодательства, регулирующего межнациональные отношения.

Если уж и сравнивать нашу государственную политику по отношению к национальным меньшинствам с аналогичной практикой других стран, то необходимо говорить не о слепом копировании, а об использовании лучшего опыта, подходящего к условиям нашей страны. Например, в Венгрии апробирована эффективная, на мой взгляд, практика организации и деятельности национально-культурных автономий. В ряде европейских стран (в Германии, Польше, Румынии) создаются благоприятные условия для политического представительства национальных меньшинств.

Особое внимание следует уделить совершенствованию нашей этнонациональной политики на основе международных правовых стандартов. На это, в частности, направлена разработка новой редакции закона «О национальных меньшинствах». Наши реальные социально-экономические условия не позволяют полноценно реализовать некоторые из международных стандартов, к примеру, ряд требований Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Но в целом у нас нет оснований для того, чтобы комплексовать. И с точки зрения законодательного обеспечения прав национальных меньшинств, и в их практической реализации Украина может дать фору многим европейским странам.

— Каким образом общественные организации национальных меньшинств будут участвовать в нынешней избирательной кампании?

— Наша Ассоциация является общественной организацией и, по закону, не может быть субъектом избирательного процесса. Однако нас не устраивает и позиция пассивного наблюдателя. Это заведомо проигрышная форма поведения, не позволяющая нам обеспечивать свои законные интересы.

Еще в конце прошлого года на Ассамблее национальных меньшинств от имени Ассоциации были заявлены наши требования к потенциальным претендентам на пост президента. Тогда мы заявили, что поддержим того кандидата, который:

— придерживается европейских стандартов в межнациональных отношениях, будет не на словах, а на деле уважать и обеспечивать права национальных меньшинств и одновременно укреплять единство украинской политической нации;

— продолжит политику действующего Президента в сфере межнациональных отношений, направленную на обеспечение гражданского мира и общественного согласия в стране;

— будет решительно противодействовать проявлениям ксенофобии и агрессивного национализма.

В ходе избирательной кампании выдвинуто немало достойных кандидатов. Но на заседании Совета АНКОУ мы приняли решение поддержать на выборах кандидатуру В.Ф.Януковича, поскольку именно его предвыборная программа и практические действия на посту главы правительства в наибольшей степени отвечают нашим требованиям. С Виктором Федоровичем я связываю надежды и на преемственность политики в сфере межнациональных отношений, и на обеспечение политической стабильности в стране. На заседании Совета АНКОУ мы также от имени Ассоциации обратились к другим общественным организациям с призывом о создании Коалиции общественных организаций в поддержку кандидатуры Виктора Януковича.

Избирательная кампания только начинается. Для нас это хорошая возможность напомнить нынешней и будущей власти о наших правах и интересах. Но основным приоритетом и смыслом деятельности для Ассоциации было и остается сохранение гражданского мира и межнационального согласия в Украине.

Валентина ТОМИЛИНА, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ