Московский городничий, сделавший своей политической «фишкой» территориальные претензии к Украине, с редким постоянством появляющийся в Севастополе и требующий отдать украинский город, который Лужков называет «11-й префектурой Москвы», Российской Федерации, до сих пор использует чрезвычайно сомнительную псевдоюридическую аргументацию. Действительно, тезисы типа «Отдай, это мое!» или «Я хочу Севастополь!» мало впечатляют прежде всего международную общественность, ведь кроме простого желания поиметь чужое необходимы какие-то более или менее убедительные основания.
Вот и Лужков обосновывает свои притязания тем, что якобы в 1954 году, когда Крымскую область передали из состава РСФСР в состав УССР Севастополь передан не был, то есть вроде как Крым Украине передали без Севастополя.
Для меня, уроженца Севастополя, это более чем странно. В 1955 г. в связи с появлением на свет вашего покорного слуги мои родители получили документ с гербом УССР, надписью «Свідоцтво про народження» и подписями работников севастопольского ЗАГСа. Затем я закончил в Севастополе среднюю школу, обучаясь по программам Министерства просвещения УССР, и получил аттестат, где даже была графа «украинский язык и литература». В 16-летнем возрасте мне выдали паспорт гражданина СССР, оформленный почему-то на двух языках: на русском и украинском (в полном соответствии с советской конституционной нормой о союзно-республиканском гражданстве). На здании Севастопольского горкома компартии (а СССР был партийным государством!) золотом сияли буквы: «Севастопольский ГК КПУ». На всех табличках у входа в административные здания присутствовал герб УССР и надписи на двух языках. Странные, однако, вещи происходили в «непереданном» Украине городе... Да и в брежневской Конституции РСФСР нет ни слова про Севастополь, а в брежневской Конституции УССР — он тут как тут, вместе с Киевом в качестве городов республиканского подчинения Украины.
В Большой Советской энциклопедии в статье «Севастополь» можно прочитать: «Севастополь — город республиканского подчинения Крымской области УССР».
Аргументы Лужкова сводятся к тому, что якобы в 1948 году Верховный Совет и Совет Министров РСФСР даровали Севастополю особый статус, в результате чего он перестал быть частью Крымской области и не мог быть автоматически передан вместе с ней. Действительно, 29 октября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр».
Документ этот состоял из одного предложения, а именно: «Выделить город Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнести его к категории городов республиканского подчинения».
Во исполнение указа было издано постановление № 1082 Совмина РСФСР. Но превратился ли после этого Севастополь в отдельную административную единицу РСФСР, выделенную и выведенную из состава Крымской области? На этот вопрос вполне определенно можно ответить: нет. Ведь и после 1948 г., как и до него, все структуры Севастополя подчинялись Крымской области: милиция — управлению МВД Крымской области, образование — управлению просвещения Крымской области, здравоохранение — управлению здравоохранения Крымской области. И самое главное — Севастопольский горком Компартии подчинялся Крымскому обкому. А севастопольцы и после 1948 года продолжали выбирать в своем городе депутатов Крымского областного совета. Как это согласовывается с заявлением Лужкова, что «с тех пор появились две юридически независимые единицы — Крымская область и г. Севастополь»? Кстати, во всех изданных после 1954 года справочниках адмнистративно-территориального деления республик СССР во многих местах мы читаем: «Севастополь, Украинская ССР». Справочники эти, ясное дело, издавались в Москве... Не менее сомнительно заявление Лужкова о том, что «никогда расходы на содержание г. Севастополя не проходили через бюджет Украинской ССР». Опровергнуть эту ложь очень легко. Достаточно взять все бюджеты УССР после 1954 года — и везде мы там найдем Севастополь и его финансирование Украиной. А вот из бюджетов РСФСР после 1954 г. город Севастополь исчезает. Утверждение же Лужкова о том, что якобы после 1954 г. Севастополь финансировался Министерством обороны СССР — из сферы фантастики. Министерство обороны СССР финансировало Черноморский флот как часть советского ВМФ и Вооруженных сил, но не город Севастополь.
Самое интересное, что жители «неприсоединенного» (по Лужкову) к Украине города Севастополя 19 декабря 1954 года принимали участие в выборах судей и народных заседателей Украинской УССР. На каком таком основании, если Севастополь не был частью УССР?
Лужков заявляет, что поскольку в документах 1954 года о передаче Крымской области Украине Севастополь не упоминается, значит, он Украине не передавался. Но в этих документах точно так же не упоминается Евпатория, Феодосия, Керчь, Джанкой, Ялта и т.д. По логике Лужкова, эти города также Украине в составе Крыма не передавались. В этой отдельной передаче не было никакой необходимости, поскольку Севастополь был такой же неотъемлемой частью Крымской области, как и вышеназванные города. Лужков забывает (может, и намеренно), что Севастополь и до 1948 г., и после него не был преобразован в самостоятельную административную единицу, замыкающуюся на столицу РСФСР или СССР. Севастополь продолжал пребывать в составе Крымской области. Видимо, московский мэр тут что-то осознанно путает. Пусть бы он вспомнил кое-что из истории города, которым сам руководит. Когда Москва получила статус отдельного административного региона РСФСР, все ее структуры перестали подчиняться руководящим органам Московской области, московский горком перестал подчиняться московскому обкому, замыкаясь непосредственно на ЦК КПСС. Вот тогда действительно возникли две самостоятельные отдельные юридические административные единицы — город Москва и Московская область. То же самое произошло с Киевом в УССР, когда Киев был изъят из состава Киевской области. Но ничего подобного в Крыму не происходило с городом Севастополем. Его никто из состава Крымской области не изымал.
Между прочим, еще в 1999 году интересный ответ Лужкову и ему подобным в стенах Совета федерации России дал ее министр иностранных дел И. Иванов: «Где находится Севастополь? В Украине, и вы прекрасно это знаете... Куда депутаты избирались от Севастополя? В Верховный Совет Украины. Поднимался этот вопрос кем-то? Не поднимался... Официально заявляю: нет никаких правовых оснований вернуть Севастополь...». Действительно, нет. Кстати, первые севастопольские депутаты Верховного Совета Украинской ССР (А. Коровченко и М. Кулаков) были избраны в 1955 году. Стоит также напомнить еще одно пикантное обстоятельство: до 1954 года командующих Черноморским флотом (место службы и проживания — город Севастополь) избирали депутатами Верховного Совета РСФСР, а после 1954 года стали избирать депутатами Верховного Совета Украины. С чего бы это вдруг, г-н Лужков? Между тем в этом есть определенная закономерность: например, командующих Закавказским военным округом (место службы и проживания — город Тбилиси) избирали депутатами Верховного Совета Грузинской ССР, Туркестанского военного округа (место службы и проживания — Ташкент) — депутатами Верховного Совета Узбекистана и т.д.
Ю.М. Лужков в последнее время любит угрожать Украине обращением в Международный суд по поводу Севастополя. Да все никак туда не обратится, видимо, в глубине души понимая, что его аргументы хороши лишь для вооруженной агрессии против соседнего государства, но никак не для международной юстиции...
Да и «аргументы» Лужкова по Крыму вполне достойны его севастопольских аргументов...
Долгое время в Севастополе основным «промоутером» идеи о «непереданном» Украине вследствие постановления Совета Министров РСФСР от 1948 г. городе был печально известный антиукраинский деятель, опекаемый Москвой, некто Александр Круглов. Он жонглировал этим постановлением № 1082, «як циган сонцем», цитируя, а главное, комментируя его на все лады с самыми далеко идущими выводами. Излюбленным его утверждением было: «Это постановление никто и никогда не отменял». Подобное экстремисты московские и севастопольские активно внушали и Борису Ельцину, и Руслану Хасбулатову (тогдашнему председателю Верховного Совета России). Но, на всякий случай, А. Г. Круглов (видимо, лично для себя) решил поинтересоваться в компетентных юридических органах: отменяли или не отменяли пресловутое постановление №1082? И вот какой ответ он получил: «В соответствии с вашим запросом, поступившим из аппарата правительства Российской Федерации, сообщаю, что постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1948 года номер 1082 «Вопросы города Севастополя» признано утратившим силу постановлением Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968 года номер 264 «О признании утратившими силу некоторых решений правительства РСФСР по вопросам государственного планирования» (пункт 23 Перечня)». Под текстом ответа, присланного Министерством юстиции РСФСР 5 октября 1992 года, стоит подпись начальника управления систематизации законодательства Хованского Н.А.
Судя по всему, Ю.М. Лужков кое-что знает об этом факте, ставящем крест на его единственном аргументе, почему и не спешит в Международный суд...
Ну а сам борец за «российский» Севастополь, А.Г. Круглов, севастопольцам сообщать о полученном им из министерства юстиции России ответе не стал. Некоторые его единомышленники до сих пор продолжают с упорством, достойным лучшего применения, твердить о постановлении 1948 года, которое «никем и никогда не отменялось»...
Таким образом, нынешняя Российская Федерация не имеет ни малейших юридических оснований претендовать на украинский город Севастополь. Впрочем, отсутствие юридических оснований Россию в ее истории никогда не смущало... Современные российские политики руководствуются принципом «если нельзя, но очень хочется, то можно». Кроме того, именно на украинском направлении российской политики они свято уверовали во всемогущество своего напора и вечную пугливость и продажность украинской, извините за выражение, «элиты», действуя в стиле ленинской рекомендации советским дипломатам, отправлявшимся на Генуэзскую конференцию: «Подлинное впечатление можно произвести лишь сверхнаглостью». К сожалению, в отношениях с Украиной «братская» сверхнаглость почти всегда срабатывала...