Последние события в политической жизни Украины в интервью «Дню» комментирует народный депутат Украины, в свое время — второй номер в избирательном списке СДПУ(О) Тамара ПРОШКУРАТОВА.
— Благодаря чему, по вашему мнению, стал возможным рекорд, установленный в парламенте при недавнем «пакетном» голосовании за изменения к Конституции и к избирательному законодательству, — 402 голоса?
— Произошло то, чего мы ждали целый год. Убеждена: 8 декабря — судьбоносный для Украины день, который навсегда войдет в историю. Я бы дорого отдала, чтобы результативное голосование по политической реформе прошло раньше, однако то, что «пакет» набрал более четырех сотен голосов, свидетельствует: он своевременен и является предметом глобального компромисса. Сделан первый серьезный шаг к урегулированию кризисной ситуации в государстве, а президентское кресло перестало быть главным соблазном. В то же время закон полностью вступит в силу только следующей осенью, следовательно, у новоизбранного лидера государства будет время воспользоваться полномочиями своего предшественника.
— Если бы сегодня на президентское кресло с большей долей достоверности претендовал провластный политик, вы бы тоже радовались?
— Конечно! Дело не в том, какая у президента фамилия, а в том, какие это будет иметь последствия для государства. Реформа принимается не для одного человека, а для всего народа. Даже если 26 декабря победит Виктор Ющенко, у нас хватит мужества и силы воли поздравить его. Лично я всегда буду уважать президента, которого изберет народ, даже если сама буду голосовать за другого кандидата.
— Кое-кто утверждал: мол, присутствие в сессионном зале Президента Леонида Кучмы означало, что он пошел на уступки оппозиции. Вы согласны?
— Категорически нет. О другом свидетельствует даже то, как встретили Президента: стоя и аплодисментами. Причем абсолютно все, независимо от политических убеждений, ведь Леонид Кучма занимает высшую в государстве должность, которая даже пишется с большой буквы. Поэтому уважать надо не столько даже человека, который ее занимает, сколько саму должность.
Повторюсь: утверждение «пакета» — результат многостороннего компромисса. Подписание законов непосредственно в сессионной зале должно снять любые подозрения во взаимном недоверии. В политике ради достижения глобальной цели часто приходится уступать менее значительное.
— На стадии переговоров в качестве компромисса предлагался также вариант «малой реформы»: пакет из законов об импичменте, о Кабинете Министров и о парламентских следственных комиссиях. Он так и не был востребован?
— Действительно, подобный сценарий обсуждался на согласительном совете, однако он не нашел широкой поддержки. Условий с обеих сторон и так было немало. В частности оппозиция с первого же дня своей «оранжевой революции» требовала отставки Генпрокурора. Но «обменивать» человека, по-другому и не скажешь, на политреформу — непорядочно. Напомню, что голосование по этому вопросу дважды оказывалось провальным.
— Есть мнение, что главы Генпрокуратуры и Центризбиркома стали «жертвами», которых требовал народ…
— Трудно судить относительно ЦИК, но Геннадия Васильева жертвой не назовешь. Его отставка — акт доброй воли, обусловленный пониманием необходимости не подставлять коллег- депутатов, которые его в свое время поддержали, а также снять напряжение в зале.
— Еще одно требование революционеров — отставка правительства, которое до сих пор на месте...
— Оно там и должно оставаться. Отставка действующего Кабинета противоречит Конституции. Напомню, что в течение года с момента утверждения его программы, которую мы приняли только весной, Кабмину предоставляется иммунитет против отправки его в отставку, который нельзя нарушать. Такого плана решения на политико-эмоциональной волне не принимаются. Конечно, постановить можно что угодно, а вот что потом с этим постановлением делать?
— Вы поддерживаете назначение исполняющим обязанности Николая Азарова?
— Полностью. Леонид Кучма нашел «золотую середину» между ультиматумами оппозиции, требованиями времени и потребностями страны. Фигура господина Азарова — самая компромиссная. Логично, что премьера в отпуске должен кто-то замещать, логично, что это будет его первый заместитель. Азаров — профессиональный экономист и значительная часть успехов нынешнего Кабинета — его заслуга. Если бы он еще так хорошо украинским языком владел, как цифрами оперирует, цены бы ему не было!
— Закон о выборах президента, на который теперь так много жалоб, также голосовали в спешке. Не разделят ли документы, заложенные в нынешний пакет, и поддержанные достаточно оперативно, ту же судьбу?
— Сегодня ситуация в Верховной Раде такая, что без «сопровождения» в виде изменений к избирательному законодательству закон о политреформе никогда бы не приняли. Это был необходимый компромисс, своего рода политический бартер на исполнение определенных договоренностей. Мы так долго боролись за реформу, а оппозиция так долго ей сопротивлялась, что «цена вопроса» уже мало кого волновала.
— В свое время «в рамках» политреформы принимался и закон о выборах народных депутатов на пропорциональной основе. Менее чем через полгода пошли разговоры о необходимости его отмены, возврате к полной «мажоритарке»...
— Вы правильно заметили: пропорциональную систему принимали при условии реализации политической реформы. Когда это наконец произошло, все изменения, которые вносились раньше, задействуются комплексно. Когда игра начата, правила не меняют. Конституция — не тот документ, который можно корректировать чуть ли не ежедневно.
К тому же, критику закона, который себя еще не «показал», считаю неуместной. Упразднить «пропорционалку» для «будущих поколений» сможет только парламент следующего созыва, который таким образом изберется. Конечно, желающих уже сегодня внести соответствующее постановление хватает. Но давайте рассуждать прагматично: неужели за подобное проголосуют коммунисты, социалисты, «НУ» и «БЮТ», а также значительная часть списочников? Элементарно будет не хватать голосов.
— Политологи считают, что принятие реформы уже через год угрожает нам «путинским» вариантом — когда и парламентское большинство, и правительство, и президент будут иметь одинаковую политическую ориентацию…
— Если народ выскажет доверие одной политической силе, то это доверие, конечно, нужно будет отработать. Для чего — сформировать Кабмин и парламентско-правительственную коалицию преимущественно из своих представителей, которые бы действовали в соответствии с заявленной программой.
Сама Верховная Рада должна формироваться тремя-четырьмя партиями, не больше. По моему мнению, президента также следует избирать в сессионном зале. К сожалению, общество к этому еще не готово. Убеждена: СДПУ(О) обязательно будет работать в парламенте пятого созыва, а вот будем мы в оппозиции или в провластном лагере — вопрос времени и тонкости политического момента.
— Вы не исключаете возможности сотрудничества с Морозом, который сегодня поддержал Ющенко?
— Не исключаю. Александр Александрович сделал свой выбор на эту кампанию, а не на всю жизнь.