Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарас ЧОРНОВИЛ: «Мы готовы подписаться под каждым пунктом Программы Президента»

30 мая, 2006 - 19:33
ЭТОТ ЖЕСТ ЛУЧШЕ ВСЕГО ПЕРЕДАЕТ ОТНОШЕНИЕ ТАРАСА ЧОРНОВИЛА К БЫВШИМ ПАРТНЕРАМ ИЗ ОРАНЖЕВОГО ЛАГЕРЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Тайм-аут в работе парламента, который «оранжевые» фракции взяли для продолжения коалиционных переговоров, — время напряженного ожидания для Партии регионов. На первом же заседании новой Верховной Рады они уже имели возможность почувствовать, что значит быть силой без силы, когда не смогли помешать «Нашей Украине», БЮТ и СПУ провести удобное для последних решение. А поэтому сейчас демонстрируют незаурядную уступчивость в вопросе возможного объединения с «НУ». В частности, это видно и из интервью одного из «спикеров» партии Тараса Чорновола «Дню». Где заканчивается грань поиска компромисса для победителей парламентской гонки? И что дает основания регионалам надеяться на возвращение во власть?

ШАНСЫ «ОРАНЖЕВОЙ» КОАЛИЦИИ — НИЧТОЖНЫ

— Очевидно, все же будет «оранжевая» коалиция. Что это будет означать для Партии регионов, кроме необходимости занимать оппозиционную нишу?

— У меня вообще-то очень большие сомнения, что возникнет такое явление, как «оранжевая» коалиция. Потому что у нее мизерные шансы пережить утверждение главы правительства — премьер- министра. Уже на этот момент столько скандалов, смешных отговорок — просто позора с образованием этой коалиции, что кажется, будто «тройственному союзу» главное — только сохранить лицо. То есть формально образовать коалицию, а потом под любым предлогом ее развалить. Потому что сейчас Юлия Тимошенко не хочет, чтобы за ней закрепился имидж обманутой неудачницы, и поэтому она ставит очень жесткие условия еще на момент формирования коалиции, задолго до рассмотрения кадровых вопросов. Это, в частности, касается пункта четкого фиксирования ее претензий на премьерское кресло. Все заявления о том, что она может от него отказаться, пойти на какие-то уступки, выглядят смешно. Ведь такие «уступки» пропрезидентская «Наша Украина» сразу бы использовала. Это дало бы ей возможность уже на стадии формирования коалиции сразу распределить все должности в парламенте между тремя политическими силами. А после распада коалиции на стадии формирования Кабмина смело диктовать остальным ее участникам свои требования. Но Юлия Владимировна не отойдет от принципов. Для нее очень важно уже с первого момента зафиксировать свои права. Потому что тогда, если фракция Ющенко не даст ей достаточного количества голосов как премьеру, Виктор Андреевич будет выглядеть обманщиком. Поэтому шансы на создание коалиции мизерные. Действительно, если она не была создана за столько времени, то что можно сделать за неделю — до 7 июня? Говорят, что сейчас «дорабатывают коалиционный документ». Но даже один хороший юрист напишет его вам за один день. И все согласования делаются за несколько часов.

— То есть, из ваших слов, Народному союзу «Наша Украина» не нужна «оранжевая» коалиция? И поэтому они тянут время?

— «Нашей Украине» политически более выгодна «оранжевая», чем широкая коалиция. Но мешает им один подход. Он сводится к следующему: «оранжевая» коалиция с БЮТ и СПУ должна быть без права Юлии Владимировны выдвигать кандидатуру главы правительства и иметь контрольный пакет в правительственных структурах. То есть избежать участия Тимошенко в распределении ключевых должностей. Понятно, что это тупиковый вариант. Именно поэтому «Наша Украина» вряд ли образует коалицию при участии Юлии Тимошенко. А если и образует, то у нее очень малые шансы пережить утверждение премьера. Другой проблемный момент тогда уже возникнет относительно коалиции с Партией регионов. Потому что я убежден, что коалиция все же будет в варианте «Регионы Украины» — «Наша Украина», к которым может еще присоединиться СПУ. Однако и для нас также есть угроза. Потому что волокита с образованием «оранжевой» коалиции продлится дольше, чем до 7 июня. Думаю, что 17 числа объявят еще один перерыв. А под 25 июня (день, когда должна быть сформирована согласно закону парламентская коалиция — Ред. ) Президент скажет: ничего у нас не получается с «оранжевыми», не хочу распускать Верховную Раду, поэтому давайте еще посоветуйтесь. И предложит «Нашей Украине» отменить решение политсовета вести переговоры только в режиме трех «оранжевых» сил. НСНУ, обвинив БЮТ во всех возможных грехах, это сделает. И по причине того, что Верховная Рада в так называемом «подвешенном состоянии», то есть на крючке у Президента, который может ее распустить, «Наша Украина» начнет уже говорить с позиции силы. Тут все будет зависеть от того, как мы поведем себя в этой ситуации. Что касается меня, то Партии регионов нужно идти на создание широкой коалиции. Но разговаривать с «Нашей Украиной» на том языке, который она понимает. Как в стихотворении Васыля Симоненко: «свободи не любив, як Ватикан «Корану», тому можеш буть або рабом, або тираном». «Наша Украина» нормальных переговоров просто не понимает. Она умеет либо диктовать свои условия, либо слушать чей-то диктат. Вот когда они провалят «оранжевые» переговоры и начнут нам диктовать с позиции силы, то Партии регионов пристало бы сказать: ребята, простите, но теперь послушайте и наши условия. Или быть максимально жесткими, или все же пойти на новые выборы.

— И вы думаете, что все, кто вложил миллионы в предвыборную кампанию вашей партии, согласятся пойти на новые выборы?

— Консенсус между «Нашей Украиной» и Партией регионов будет найден.

Для Юлии Тимошенко важна не просто формальная должность премьер-министра. Она мечтает сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Сделать так, чтобы Ющенко не имел возможности устранить ее, скажем, осенью, когда с ее легкой руки наступит новый кризис. Потому что сейчас среди «оранжевой» группы все противостояния, которые официально не освещаются, сводятся к тому, что Тимошенко требует полного комплекта должностей, которыми лидер БЮТ смогла бы загнать в глухой угол целый ряд депутатов, заставив таким образом ее поддерживать. Тех же социалистов, членов НСНУ и даже депутатов Партии регионов. Вы же прекрасно понимаете, что посадить своих людей в правительстве на экономические должности и в силовом блоке — это фактически означает взять полный контроль над страной. И Ющенко это сейчас понимает. Такое развитие событий было бы для него похоронами как для Президента. По существу, импичментом. Поэтому будет объединение «Нашей Украины» и Партии регионов, чтобы действительно избежать политического кризиса, который привел бы к роспуску Парламента.

ВОПРОСЫ ЯЗЫКА И НАТО — НЕ КОНФРОНТАЦИОННЫЕ

— Каким же образом Партия регионов, в случае образования коалиции, сможет найти общий язык с НСНУ? Ведь, скажем, НСНУ — за НАТО, Партия регионов — за русский язык как второй государственный, и так далее.

— А кто вам сказал, что НСНУ против русского языка? Вспоминаю законопроект прошлого созыва «О статусе русского языка» Петра Порошенко, одного из лидеров «Нашей Украины». Так по сравнению с тем, что там написано, члены Партии регионов еще очень лояльны относительно своих требований. Потому что этот закон Петра Алексеевича откровенно антиукраинский. Лично я, например, за него никогда бы не проголосовал. Для того же, чтобы сделать русский язык вторым государственным, нужно проводить референдум, вносить изменения в Конституцию. А этого, к сожалению, сделать невозможно, ведь мы не имеем даже 300 голосов за это в Верховной Раде. Поэтому не будет русский вторым государственным — на этом можно уже поставить точку.

Теперь относительно НАТО. 19 марта 2006 года первый номер НСНУ Юрий Ехануров в прямом эфире ТРК «Украина» на вопрос зрителей отвечает: «О каком НАТО вы вообще говорите? Что вы нам его бросаете? Три четверти украинцев против НАТО — мы не пойдем против своего народа». Без референдума о НАТО нечего говорить. А он может состояться не раньше, чем через два-три года. Вот тогда уже будем агитировать, рассказывать, что такое НАТО. Кстати, Партия регионов заявила, что она за очень серьезное и глубокое сотрудничество с этой организацией. Именно Виктор Янукович, когда был премьер-министром, подписал основные документы сотрудничества Украины с НАТО, так же как и с ЕЭП. Доктрина «Европейский союз — Украина» была разработана и готовилась тоже Кабинетом Министров Януковича. И поэтому Партия регионов абсолютно адекватно относится к тому же НАТО. Вот Россия, например, с НАТО сотрудничает по полной программе, но вступать в Североатлантический альянс не собирается. Поэтому для начала Украине нужно хотя бы иметь выгоду от тех организаций, членом которых она уже является. Потому что, скажем, кроме деклараций, от ЕЭП мы ничего не имеем. Наша же политическая сила предлагает сделать так, как делает Россия: без прямого вступления в НАТО очень серьезно углубить сотрудничество. А если правительству, Президенту удастся убедить хотя бы 50% украинцев плюс один голос, чтобы они поддержали вступление в НАТО, мы сдадимся и тоже за это проголосуем в Верховной Раде.

У меня такое впечатление, что Ющенко и сам прекрасно понимает, что ни о каком НАТО речь сейчас не идет. Но ему нужно отчитываться о своей политической программе. Мол, не можем вступить, потому что парламент плохой. А Виктор Андреевич сам никаких шагов не делает. Потому что сначала ему следовало бы заняться углублением взаимоотношений с НАТО на выгодной для Украины основе. А мы за последние полтора года потеряли даже те наработки в военно-техническом сотрудничестве с Североатлантическим альянсом, которые имели раньше.

— Хорошо, в вопросах НАТО и русского языка, по вашим словам, противостояния с «Нашей Украиной» у Партии регионов не возникнет. А на какие компромиссы вы все же принципиально не пойдете с НСНУ ради коалиции?

— Они касаются реального экономического состояния. Первое, на что не пойдет Партия регионов, — это если де-факто тот же «Нефтегаз» и «Энергоатом» будут и дальше оставаться не под контролем Кабинета Министров, а в собственности «любых друзив». Потому что до сегодняшнего дня мы из-за этого не раз высказывали претензии Юрию Еханурову и голосовали за его отставку в начале января. Я тогда нажимал на кнопку и понимал, что в этом также есть определенный момент несправедливости. Потому что, по существу, не лично Юрий Иванович довел до развала нефтегазовую сферу. Но Ехануров вместо того, чтобы грохнуть тогда кулаком по столу Ющенко и сказать: «Или я снимаю Ивченко и передаю его прокуратуре, или ухожу в отставку», начал оправдывать вещи, которые сам, как мудрый человек, считает преступными. И это было вне его контроля. Вы вообще представляете себе, какое это унижение, когда премьер-министру даже не удосужились показать все четыре, или даже шесть — до сих пор не понятно — соглашений, которые были подписаны 4 января нынешнего года? И это было сделано учреждением, которое до сих пор на бумаге является зависимым от правительства, главой которого является Ехануров. А ему даже не показали. Поэтому принципиальным для Партии регионов является возвращение этого базового сектора экономики в ведение Кабинета Министров, где мы будем работать в случае создания коалиции с НСНУ. Мы не говорим, что наши люди должны сидеть на этой газовой «трубе». Но этим все же должно заниматься правительство.

Во-вторых, мы будем настаивать на снятии абсолютно конфронтационных кадров, которые ничего хорошего пока не делают. Я имею в виду сферу международных отношений. Потому что такие люди, как, например, Борис Тарасюк, не могут работать в Министерстве иностранных дел, а тем более его возглавлять. Ведь если такой человек и дальше там будет председательствовать, то цена на газ для Украины скоро будет не 230 долларов, а все 1230. Такое впечатление, что им специально дали задание ухудшать наши отношения с Россией, и они его успешно выполняют.

— Кто мог дать такое задание?

— Мы хорошо знаем, кто сегодня фактически своими грантами поддерживает государственный бюджет Грузии. Потому что когда там МИД объявило, что выводит со своей территории российскую военную базу, Тарасюк автоматически делает такую же акцию в Украине. Вопрос: кто его надоумил забыть о том, что у нас есть переходные положения Конституции, в которых четко прописано право пребывания российского флота на территории Крыма до 2017 года? И кто позволил ему совершать абсолютно непродуманные с точки зрения международного права заявления о том, что он тоже будет выводить с территории Украины Черноморский флот? Конечно, мы тоже не в восторге от присутствия этого флота на территории Украины. Но, простите, нельзя просто так делать заявления, что Украина собирается нарушать нормы международного права. А куда ездит Тарасюк спросить, какие международные действия и акции ему проводить, мы знаем.

— И куда же?

— К великому сожалению, в Соединенные Штаты Америки. И общается там даже не с официальным руководством государства, а с группкой, которая когда-то, очевидно, на грантах, вознесла его партию. Благодаря чему он и смог себя достойно преподнести Ющенко и выбить для себя должность, на которой он абсолютно неадекватен. Именно поэтому в случае создания коалиции с партией Президента мы будем настаивать на решении многих кадровых вопросов.

ЧТО БУДЕТ ЛОББИРОВАТЬ ДОНЕЦКИЙ БИЗНЕС?

— А какие интересы будут лоббировать бизнесмены Партии регионов в «оранжево-голубой» коалиции?

— Они будут лоббировать стабильность экономики. Чтобы правительство, наконец, прекратило беспредел, договорилось относительно тех же цен на газ. В Партии регионов очень много промышленников. Но назвать бизнесменами тех же Ахметова или Скударя просто язык не поворачивается. Это все равно, что назвать «бизнесменами» Моргана или Форда, капиталы которых с середины XX века составляли львиную долю американской экономики. А стабильность в украинской экономике нужна не только Ахметову, но и всему государству. Эбер и Аденауэр сумели синхронизировать интересы бизнеса и государства, потому что бизнесмены в Бундестаге тоже лоббировали интересы всей Германии. Так же будет происходить и в Партии регионов.

— Многие считают, что за Партией регионов стоит интерес России и наоборот...

— Смешно!.. Если бы Россия реально стояла за нашей партией, то действовала бы немного другими способами. Тот большой вред, который она нанесла активу Партии регионов, где находятся люди от промышленности, трудно описать в двух словах. А нефтепродукты до сих пор дороже на востоке, чем на западе. Россия довольно откровенно била по интересам, завязанным на потребностях Партии регионов. Все читали обращение Путина к Федеральному собранию. Там очень четко прописаны ее экономические интересы в Азии, Африке. О приоритетах же в СНГ сказано только декларативно. Поэтому то, что у Партии регионов дружественные отношения с российской партией «Единая Россия», вовсе не означает, что они ради нас пожертвуют своими интересами. Основная часть избирателей Партии регионов благосклонны к России. Но и живущие на востоке, хорошо помнят, как многие из российских олигархов делали себе нечестный бизнес на востоке Украины. Приезжал киллер, отстреливал десятки людей из какой-то украинской фирмы, потом появлялся заместитель генерального директора и спрашивал: «Будем начинать переговоры?». Поэтому у нас особого пророссийского вектора, который бы помешал образованию коалиции, нет.

— В случае образования коалиции с «Нашей Украиной», готова ли Партия регионов выполнять программу Президента?

— Все так хвалили эту программу Президента, что мне наконец надоело, и я взял, и прочел «Десять кроків назустріч людям». Эти «пять миллионов рабочих мест» — что называется, палец в небо. Можно было бы написать и пятьдесят пять миллионов рабочих мест. Партия регионов может под этим подписаться — потому что мы действительно за то, чтобы создавались рабочие места. Но давайте все же посчитаем — 60000 людей работает на «Криворожстали», одном из самых мощных предприятий Украины. Сколько потребуется заводов построить, чтобы обеспечить хотя бы миллион рабочих мест? И все другие моменты — чисто декларативные, под которыми мы тоже сможем подписаться. Потому что даже о вступлении в НАТО Президент не рискнул четко написать.

— Вы все время говорите только о коалиции с НСНУ. Но Юлия Тимошенко еще в сентябре 2005 предлагала объединиться с Регионами. Вы недавно говорили, что «мы на это не пошли, и сейчас не пойдем». Почему? Ведь если Партия регионов объединится с БЮТ, то у коалиции будет 310—320 голосов в Верховной Раде.

— Этот вариант не является абсолютно невозможным. Однако такая коалиция может быть создана только под одну-единственную задачу — отправить Президента в отставку. В этом случае разговор о коалиции с БЮТ начнется с таких слов: «Юлия Владимировна, у нас есть две ключевых должности — президента и премьер-министра. Давайте делить, какую из них вы хотите получить. Вы президент — тогда Виктор Янукович — премьер-министр». Тогда действительно может быть импичмент. Однако, хотя мое личное отношение к Ющенко уникально отрицательное, мне кажется, что Партии регионов все же лучше идти на союз с «Нашей Украиной».

Елена ДУДКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ