На последней (четвертой) ежегодной конференции Генеральных прокуроров в Словакии Святослав Пискун выступил с инициативой провести шестую конференцию в Киеве. Помимо этого,кандидатура украинского Генпрокурора была одобрена его коллегами на вакантный пост в руководящем бюро этой конференции. В интервью «Дню» заместитель Генпрокурора Украины, государственный советник юстиции 3-го класса Татьяна Корнякова делится впечатлениями от словацкой конференции, говорит, что к «зависшим» в Украине резонансным делам на Западе «не относятся предвзято» и утверждает, что во всех странах органы прокуратуры испытывают политическое давление.
— Какое значение имела состоявшаяся конференция Генеральных прокуроров для Украины? Какие проблемы затрагивала украинская делегация?
— В работе этой конференции участвовали прокуроры стран Европы, США и Латинской Америки. Радует тот факт, что деятельность Генеральной прокуратуры Украины была оценена по достоинству. Святослав Пискун выступал одним из первых, а его доклад о проблемах политического влияния на деятельность нашего ведомства оказался, по сути, в эпицентре обсуждения. Доклад, если говорить кратко, был не просто смелым и политически выверенным, но и проблемным.
Причем, как оказалось, проблемы, связанные с воздействием извне на работу правоохранительных структур, свойственны не только нашему государству, а и всем странам без исключения. Независимо от того, в составе какой ветви власти находятся органы прокуратуры (или же функционируют автономно), они все равно подвергаются политическому влиянию. В разных странах это воздействие выглядит по-разному, но все прокуроры его на себе ощущают. Святослав Михайлович говорил об этом откровенно и это вызвало интерес, серьезную полемику. В процессе дискуссии выступали несколько Генеральных прокуроров (Испании, Италии, Португалии и другие).
На конференции, помимо этого, поднимались вопросы экономического характера, которыми занимается Генеральная прокуратура Украины, социальные проблемы... Я, в частности, выступила с докладом о роли органов прокуратуры в защите прав детей и охране экологии. Присутствующие были немало удивлены, что в нашей стране только за последний год по детской проблематике и по экологии в суды было передано соответственно 600 и 1300 дел. Эти цифры их шокировали. И есть все основания заключить, что наша Генеральная прокуратура вполне может поделиться опытом с прокуратурами других стран.
Была также прекрасная возможность обсудить интересующие нас вопросы (скажем, правовое сотрудничество), выслушать коллег, почерпнуть что-то полезное из их опыта, поддержать друг друга. А самое главное — мы смогли установить личные контакты. К примеру, Генеральный прокурор из Швеции сообщил, что у них есть материалы, которые касаются украинских граждан, и попросил о правовой поддержке. Мы, соответственно, пообещали помочь.
— А как родилась идея провести одну из следующих конференций прокуроров в Киеве?
— Святослав Пискун, как вы знаете, выступил с предложением создать на базе конференции прокуроров постоянный рабочий орган, утвердить соответствующий устав. Председательствующий поставил предложение на голосование, и оно было одобрено. Более того — по инициативе представителей России, Молдовы, Армении, Азербайджана, стран Балтии, Финляндии — кандидатура Святослава Пискуна была выдвинута в состав руководящего бюро конференции. В этот орган входили — четыре Генеральных прокурора (Испании, Англии, Италии и Франции) и два представителя от Совета Европы. Прокурор Испании добровольно сложил полномочия, а кандидатом в состав бюро был избран Генеральный прокурор Украины. Сейчас его кандидатура проходит формальное согласование в Совете Европы. Сам факт оказанного доверия имеет большое значение, и это, без преувеличения, престижно для нашей страны.
Подводя итоги конференции, председательствующий назвал ее беспрецедентно яркой и необычной. А Генпрокурор из Нидерландов отметил, что свежую струю внесла очень активная украинская делегация. Конечно, это был не более чем дружественный жест, но в вопросах межгосударственного сотрудничества такие жесты крайне важны. Резюмируя, Святослав Пискун предложил провести шестую конференцию прокуроров в Киеве (пятая, то есть — следующая состоится в Германии), и его предложение получило одобрение.
— Помимо контактов со Швецией, что бы вы еще отметили среди конкретных результатов поездки в Словакию?
— К примеру, Генеральный прокурор Армении предложил нам заключить соглашение о сотрудничестве. С подобными предложениями обратились азербайджанцы, литовцы, эстонцы, молдаване и финны. Все это, безусловно, послужит укреплению нашего сотрудничества с прокуратурами других стран.
— Украинская делегация не чувствовала неловкости из-за «зависших» резонансных дел?
— В целом, отношение к нам было положительное, поскольку далеко не во всех странах дела расследуют так быстро, как в Украине. Нам, к примеру, задавали вопросы по «делу Козаченко» (об этом деле, оказывается, знают все). Самое главное — у нас переспрашивали, действительно ли мы за два месяца расследовали дело по высокопоставленному чиновнику. В «деле Козаченко», между тем, было четыре эпизода, «цена» только одного из них — 1,5 млрд. грн.
— Каково, в действительности, влияние органов власти на Генеральную прокуратуру Украины?
— Нелепо отрицать наличие такого влияния. Однако, главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что Генпрокурор у нас в стране — фигура, не совсем защищенная. Если, что далеко ходить, парламентский комитет вдруг решает: «А мы сейчас возьмем и заслушаем отчет Генерального, потому что он не ответил так, как мы хотим!». Я часто сталкиваюсь с подобными вещами...
Если бы в Конституции было записано, что Генпрокурор избирается сроком на пять лет и может быть уволен с должности, скажем, за определенные проступки только Президентом, то он был бы на протяжении пяти лет защищен. У нас же вопрос о недоверии поднимается, как минимум, раз в месяц. Вечно что-то кому-то не нравится: дело возбудили — недоверие; не так ответили, как хотелось кому-то, по приватизации — недоверие; чьи-то интересы затронули — недоверие... И таких примеров можно приводить много.
— А правда, что в кабинетах прокуроров часто бывают чиновники и депутаты с предложениями из разряда «интересных»?
— Да, депутаты часто отстаивают свои интересы.
— Даже в Генпрокуратуре?
— Если мы вернемся к началу нашего разговора, то еще раз отметим: подобные вещи происходят во всех странах. Просто у нас этим занимается одна категория людей, а в других — другая. Везде органы прокуратуры находятся под прессом лоббистов. Где — министерств и правительства, где — народных депутатов, где — Минюста, а где — всех вместе. Наша задача — устоять.