Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Теория доктора Фукуямы и украинская практика

25 октября, 2006 - 19:13
ФРЕНСИС ФУКУЯМА

17 октября «День» напечатал материалы киевской лекции всемирно известного политолога Френсиса Фукуямы. Этот факт уже сам по себе делает честь этой газете, ведь ни одна другая не решилась на это, весьма резонно считая, что эта лекция не является массовой информацией.

Да, размышления метра мировой политологии не для широкой общественности, но они являются ориентиром для тех читателей «Дня», которым не безразлична дальнейшая судьба Украины.

Лекция была посвящена всестороннему освещению понятия «социальный капитал» как необходимого фундамента гражданского общества. Фукуяма определяет этот капитал как способность создания населением неформальных организаций, которые могут взять на себя отдельные функции государства и сотрудничать с ним в разных направлениях.

Исходя из этого определения, выдающийся политолог намекает нам на то, что наш социальный капитал еще не поднялся заметно с нулевой отметки и что именно поэтому коррупция в Украине — естественное явление: «Если демократическое правительство не контролируется внешними группами и внешними государственными структурами, у него на самом деле нет мотивации для того, чтобы не быть коррумпированным, откликаться на пожелания граждан и тому подобное».

Так, внешние (по отношению к правительству) государственные структуры у нас уже существуют. Это институты президентства и парламентской оппозиции (хотя относительно их заинтересованности в действенной борьбе с коррупцией существуют большие сомнения). А вот с внешними группами, согласитесь, большие проблемы. Принимая во внимание это, становится понятным, что коррупции в Украине сегодня никто и ничто не только не угрожает, но и не может угрожать априори. Потому что переломить ей хребет при наших размерах социального капитала может только диктатура (недемократическое правительство), для возникновения которой у нас тоже нет никаких социальных предпосылок.

После осмысления этого понимаешь ценность всех этих бесконечных обещаний наших высших государственных чиновников по-настоящему взяться за коррупцию уже «со следующего понедельника».

Читая лекцию, находишь и то главное, что действительно приближает сегодня Украину к странам третьего мира: «... в экономике практически каждой страны Латинской Америки от половины до двух третей национального валового продукта контролирует группа компаний, находящихся под контролем 10, 20 или 30 ведущих семей... Те же компании, как правило, проводят в этих обществах довольно олигархическую политику».

Наверное, только из вежливости доктор Фукуяма не добавил к этим странам и Украину. И такое положение вещей в политике и экономике, по его убеждению, является причиной высокого уровня коррупции среди должностных лиц во многих странах Латинской Америки. То есть, коррупция в Украине — явление, существующее при объективных обстоятельствах.

А вот еще одна красноречивая цитата относительно нашей нынешней жизни: «У жителей южных областей Италии сотрудничество не выходит за пределы основной семьи, и поэтому представляет собой чрезвычайно ограниченную возможную разновидность общественного сотрудничества». Именно так, а не иначе осваиваются в Украине многочисленные заграничные гранты. Наши «грантоиды» распределяют их в первую очередь среди своих родственников, и только остатки от них — между специалистами, необходимыми для реализации того или другого гранта.

Интересно, что это до сих пор не поняли сами грантодатели, среди которых львиную долю составляют именно американцы, которых бы мог, при их желании, проконсультировать по этому поводу их соотечественник, господин Фукуяма. Из всего этого можно сделать вывод о том, что социальный капитал, в отличие от обычного, за границу не экспортируется, как бы этого ни хотели сами экспортеры.

Вероятно, сам Фукуяма это осознает, потому что считает, что «социальный капитал часто является результатом нерациональных факторов: общей религии, общей этнической принадлежности или, например, общего травматического опыта, полученного определенной нацией, порождающей общество, в котором люди понимают друг друга». Как видим, из всех этих факторов украинцы сегодня не имеют ни одного.

Легче всего в этой ситуации нам удается воспроизвести память об общем травматическом опыте, должным образом отдавая дань уважения жертвам наибольшей украинской трагедии — Голодомора. После этого уже можно будет формировать действенную общую этническую принадлежность, только с появлением которой будет ликвидирован и религиозный раскол в нашем обществе.

На этом фоне слишком наивными (или, наоборот, лукавыми) выглядят утверждения некоторых отечественных политологов о том, что перестраивать гражданское общество (с немалым социальным капиталом) мы уже сегодня можем в условиях так называемого постнационального общества.

По доктору Фукуяма, определенные проценты социального капитала общество может накопить и через профессиональное образование, предусматривающее усвоение определенных моральных норм, благодаря которым «профессиональные стандарты становятся выше собственных интересов профессионала». Но это, кажется, нас не касается. Потому что высших учебных заведений, работающих на таких основах, в Украине просто нет. А отсюда и уровень преподавания. Так, например, знаю один из гуманитарных факультетов луганского университета, который за семь последних лет выпустил целых трех (!) настоящих профессионалов...

В общем же нельзя не восхищаться этой панорамой современного мира с основательными объяснениями многих его экономических чудес и проблем, которую вырисовывает политологический гений господина Фукуямы.

Александр КРАМАРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ