Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Торги за омбудсмана

Правозащитники требуют от депутатов прозрачного выбора независимого Уполномоченного по правам человека
14 марта, 2018 - 10:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пока коммунальщики приводят в порядок клумбы и деревья, забор вокруг Верховной Рады подпирают три пожелтевшие и высохшие елки. На них таблички «некомпетентность», «незаконность», «договорняки». Рядом стоят представители правозащитных организаций с плакатами «За компетентного омбудсмана», «За права человека без политических манипуляций», «Омбудсман — не товар, парламент — не базар». Они объясняют: елки — это «несвежие» кандидаты на должность Уполномоченного ВР по правам человека, которого не могут избрать почти 10 месяцев. А парламент сравнили с базаром, потому что политические силы обменивают должности на голоса своих депутатов.

СЛОЖНОСТИ ЗАМЕНЫ

По статье 5 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека», срок полномочий омбудсмана — пять лет. То есть преемника Валерии Лутковской должны были назначить еще в конце апреля 2017 года. В мае появилось трое претендентов, избрать одного должны были через двадцать дней после выдвижения всех кандидатов. Голосование должно было состояться 6 июня, но парламент так до него и не дошел, а Лутковская продолжает исполнять свои обязанности. Впрочем, такая переработка — подтверджение того, что в кадровых вопросах власть никуда не спешит без неотложной политической надобности. Похожая история с ЦИК, большинство членов которой уже давно отработали свои законные семь лет. Аналогичная ситуация со Счетной палатой или с назначением послов в отдельных странах и т.д.

Очередная попытка избрать Уполномоченного запланирована на 15 марта. Претенденты те же: Людмила Денисова от «Народного фронта», Сергей Алексеев от «Блока Петра Порошенко», Андрей Мамалыга от Радикальной партии Олега Ляшко. Но таким положением вещей неудовлетворены ни правозащитники, ни профильный комитет.

С елок медленно осыпаются иголки, ветер разносит их по площади под парламентом. «Мы призываем вынести эти кандидатуры за пределы процедуры так, как украинцы уже повыносили из своих домов новогодние елки, — говорит Татьяна ПЕЧЕНЧИК, глава Центра информации по правам человека. — Эти кандидаты — политические, правозащитное сообщество не имеет к ним доверия. Даже во времена Януковича, когда избирали предыдущего Уполномоченного, мы имели абсолютно другое качество кандидатов, которые были опытными правозащитниками. А в этот раз процесс закрыли и полностью устранили национальные и международные правозащитные организации». По словам Татьяны, свою обеспокоенность этим руководству страны выражали представители ООН, ОБСЕ, Европейской сети национальных институтов по правам человека, Freedom House и Amnesty International.

ОТКРЫТОСТЬ И... ФОРМАЛЬНОСТЬ

Правозащитники подчеркивают: выбирать из этих трех кандидатов нельзя не только потому, что дедлайн назначения омбудсмана по закону закончился еще в июне. Для этой должности должен объявляться открытый конкурс по четким и общедоступным правилам. Эти же претенденты были выдвинуты после кулуарных договоренностей без консультаций с общественностью. Поэтому участники акции требуют перезагрузить процесс избрания Уполномоченного по прозрачной конкурсной процедуре. Со своей стороны правозащитное сообщество готово приобщиться к разработке положения и критериев отбора, формированию конкурсной комиссии и, конечно же, выдвинуть достойные кандидатуры на эту должность.

По закону, омбудсманом должен быть человек с опытом правозащитной деятельности. По мнению организаций, аргументы в тройки претендентов слишком слабы: Денисова одно время возглавляла Министерство социальной политики, а в настоящее время — профильный комитет ВР, Алексеев на комитетских слушаниях вспоминал о своей законопроектной деятельности, Мамалыга же апеллирует к своему адвокатскому опыту и помощи участникам боевых действий. О планах на пять лет в роли омбудсмана даже не шла речь. «Парламент формально отнесся к важнейшему критерию, — убеждена Татьяна Печенчик. — Правозащитник должен отстаивать права человека в отношениях с властью. А такой подход демонстрирует лишь непонимание прав человека». Александр ПАВЛИЧЕНКО, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, добавляет: «За три года в Раде ни разу не заслушали ежегодный доклад Уполномоченного о состоянии соблюдения прав и свобод в Украине. Парламенту не интересно, нарушаются ли в государстве права человека. Это тоже говорит о заполитизированном восприятии этой должности».

Ситуация усложняется еще и тем, что в ВР не могут решить, избирать Уполномоченного открытым голосованием или тайными бюллетенями. «Депутаты решили подкорректировать законодательство, чтобы фракции могли контролировать процесс голосования, а их представители не могли проголосовать за «не того» кандидата, — говорит Павличенко. — Только в два из трех необходимых законодательных актов были внесены изменения. То есть регламент подправили, а в законе осталась норма о голосовании тайными бюллетенями. Теперь голосование нарушит закон, по какой бы процедуре оно ни проходило».

На это обращает внимание и профильный комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений. В своем заявлении спикеру Андрею Парубию депутаты спорят с коллегами из регламентного комитета, которые приравняли процедуру избрания омбудсмана к аналогичной по главе ВР и сделали вывод, что она должна быть открытой. Члены комитета считают, что такая поправка к регламенту грубо нарушает закон. Они отмечают: устранить противоречие в двух законах Украины можно лишь путем внесения изменений и приведения их в единый стандарт. Иначе, как и сказал Павличенко, нарушений не избежать.

ЗАМКНУТЬ СИЛОВОЙ КРУГ

Правозащитники заявляют: должность омбудсмана стала заложником политических торгов между фракциями. Прошлым летом на другой чаше весов лежала должность главы Счетной палаты, сейчас — главы Нацбанка.

«Действительно, главу Нацбанка не могут избрать, потому что еще нет договоренности по омбудсману, — подтверждает их слова народный депутат Игорь ЛУЦЕНКО. — Этот человек должен ограждать граждан от тирании и нарушения прав человека. Лутковскую хотят заменить той кандидатурой, которая будет закрывать на это глаза».

«Если силовой блок и омбудсман будут контролироваться одной политической силой, заработает круговая порука,                — считает Татьяна Печенчик. — Вопиющие нарушения прав человека будут замалчиваться. Многие украинцы, которые отстаивают индивидуальные права, не получат поддержки Уполномоченного, потому что этот человек будет подыгрывать власти. Без независимого омбудсмана страна скатится к авторитаризму».

Помимо реагирования на нарушение прав человека и обращения граждан представители Уполномоченного мониторят места несвободы, занимаются защитой персональных данных и приватности и доступом к публичной информации, приобщаются к противодействию дискриминации. Война поставила перед ними новые задачи — помощь внутренне перемещенным и пострадавшим от боевых действий лицам, а также обмен пленными. Активисты опасаются, что политическая кандидатура без опыта и авторитета остановит и эти процессы и нивелирует все достижения правозащитников и офиса за время существования института омбудсмана в Украине. Прислушаются ли депутаты к их требованиям или все же пожертвуют защитой прав и свобод в интересах политических интересов — станет понятно в ближайшее время.

Дар’я ТРАПЕЗНІКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ