Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Третьего не дано

Экономику ожидает или инфляция, или денежный голод
29 мая, 1999 - 00:00

Чем ближе президентские выборы, тем больше обнадеживающей и оптимистичной информации мы будем получать от власти, и тем сложнее нам будет разобраться, что происходит на самом деле.

Например, в прошлый вторник Президент Леонид Кучма сообщил, что он намерен подписать очередной блок экономических указов, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране; с аналогичным заявлением выступил в среду и премьер- министр Валерий Пустовойтенко. Но значит ли это, что экономическая ситуация в стране улучшится? Помнится, как летом прошлого года Президент торопился создать «правовое поле», открывающее подписание Меморандума с МВФ, и изготовил три десятка экономических указов. Поскольку эти указы писались разными группами политподдержки, они между собой явно не стыковались. К тому же эти указы не нашли понимания и в Верховной Раде. Как следствие, осенью разразился давно прогнозируемый кризис, потом стабилизация, а теперь снова волна указотворчества.

А вот другой пример «из жизни». Распоряжением от 24 мая Кабинет Министров обязал центральные и местные власти в последнюю неделю мая максимально профинансировать соцвыплаты. Не правда ли обнадеживающее распоряжение? Но… возможно ли его выполнить? А если возможно, то как, если поступления в государственный бюджет в мае резко упали. Министр финансов Игорь Митюков: «Состояние бюджета очень плохое. Мы потеряли минимум 300 млн. гривен из-за праздников. Я думаю, что май будет одним из самых слабых месяцев этого года по наполнению бюджета денежными поступлениями… Мы будем рассматривать меры, которые нужно срочно принимать, чтобы поправить положение. Речь идет о том, что продолжает нарастать недоимка и платится только 62—63% начисленных налогов».

Кстати, 11 марта и 24 апреля было принято аналогичное распоряжение, направленное на улучшение соцвыплат Кабмином. В апреле задолженность по социальным выплатам из бюджетов всех уровней действительно уменьшилась на 150 млн. гривен или на 4,2% и составила на начало мая 3995,4 млн. гривен. Но… в I квартале задолженность по социальным выплатам из бюджетов всех уровней увеличилась на 284,8 млн. гривен или на 8,7%. И еще одно «но». По данным агентства Интерфакс-Украина, финансирование дефицита сводного бюджета с 21 апреля по 11 мая увеличилось с 14 млн. грн. до 582 млн. грн. С начала года чистое финансирование НБУ Минфина (т.е. — эмиссия) составило 926 млн. грн. Тем самым НБУ превысил лимиты финансирования правительства более чем на 900 млн. грн., что было связано с низкими объемами внешних поступлений и отсутствием внутреннего спроса на облигации. Последствия такой монетарной и бюджетной политики все могут увидеть на рынке потребительских товаров и услуг.

В конце позапрошлой недели произошел резкий скачок цен — на продукты питания, в частности на сахар, муку, макаронные изделия, крупы. Об этом сообщили агентству «Українські новини» источники в управлениях ценовой политики нескольких областных администраций. И хотя местные власти поспешили отметить последующий откат цен, вероятнее всего они выдавали желаемое за действительное: по крайней мере, в столице ничего такого не наблюдается. Да и не может наблюдаться в виду продолжающегося спада производства и наводнения рынка (с перспективой нарастания) необеспеченными деньгами.

«В основном резко подорожали сахар, мука, крупы», — сказал специалист Управления ценовой политики Николаевской областной администрации. В среднем цена на сахар выросла с 1,5 до 2,5 гривен/кг, на муку — с 0,6 до 0,8— 1,1 гривен/кг, на гречневую крупу — с 1,7 до 3 гривен/кг. Местные специалисты объясняют повышение цен на продукты ажиотажным спросом, вызванным негативными ожиданиями покупателей в связи с заморозками в мае, воспринятыми, как прогноз неурожая. «Люди искусственно создают спрос, на что моментально реагирует рынок», — сказал специалист одной из областей. «Население начало беспокоиться по поводу ожидаемых отрицательных результатов заморозков и активно скупать продукты, на что отреагировали моментально оптовики», — сказал представитель другой области.

По большому счету, совсем не важно, какой фактор оказался спусковой пружиной к началу роста цен. Важно то, что у населения на руках есть деньги, чтобы скупать товары по более высоким ценам. Между тем ряд областных начальников всерьез задумались о введении фиксированных цен на продукты питания. Так Харьковская областная администрация, по словам источника в региональном управлении ценовой политики, введет регулирование цен на продукты питания. «Сегодня или завтра должны зарегистрировать в органах юстиции распоряжение и регулироваться цены в Харьковской области будут», — сказал агентству «Українські новини» источник 24 мая.

Нужно заметить, что синдром административного вмешательства в «базарные» отношения окажется таким же плачевным, как и административное регулирование в советские времена. Очевидно, наши местные лидеры уже подзабыли, что из этого может получиться. А может, напротив, они бы хотели подучиться? К счастью, им не нужно копаться в старых газетах. Достаточно поинтересоваться последними новостями из Беларуси, где местный президент затеял новый этап борьбы с ростом цен. 18 мая на заседании правительства Беларуси президент Лукашенко дал волю своему гневу. «У нас управляемое государство, у нас сильная власть, мы в состоянии реализовать любой вопрос, касающийся ценообразования», — говорил он. Уже спустя два дня, т.е. 20 мая был опубликован указ президента об ужесточении контроля над ценами. Согласно указу правительство должно в месячный срок установить предельные индексы изменения отпускных цен. Если предприятие намерено повысить цены выше установленной границы, оно должно регистрировать эти цены в органах власти с предоставлением экономического обоснования. Увеличение цен сверх предельного индекса без регистрации влечет за собой изъятие в бюджет полученного дохода и наложение штрафа, вдвое превышающего этот доход. Почему цены стали сейчас едва ли не центральной проблемой белорусской экономики? В прошлом году инфляция была 283%. В этом году планировали инфляцию 5—6% в месяц. А она получилась по 15% в месяц, только в апреле стала чуть меньше — 8%. Цены на потребительские товары выросли в первом квартале на 48%, а на товары промышленного назначения — на 78% с лишним. Самый специфический момент заключается в том, что до сих пор цены регулировали на потребительском рынке. Но сейчас ситуация изменилась: с начала этого года цены в промышленном секторе стали обгонять цены в других секторах. И с этим никак не могут «справиться».

Почему? Потому что власти искусственно сдерживают обменный курс белорусского рубля, чтобы «спасти» потребителей от роста цен на энергоносители. Поскольку курс чрезвычайно завышен — рыночный курс вдвое превышает официальный — это порождает деформации в экономике. В конце минувшего — начале нынешнего года своеобразной визитной карточкой белорусской экономики стали дефицит и нескончаемые очереди за яйцами, маслом и прочими товарами. Сейчас очередей не наблюдается. Дефицит победил рост цен.

Впрочем, в Украине до таких многоходовых (инфляция — дефицит — инфляция) последствий борьбы с ценами может и не дойти. Как только МВФ и другие финансовые организации предоставят правительству кредиты, повторится история полугодичной давности: НБУ после стремительной эмиссии просто сократит количество денег в обращении. А там, где нет пустых денег, там нет и роста цен.

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ