Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Третий тур

Похоже, «защитники парламентаризма» доигрались!
18 января, 2000 - 00:00

Президент Украины Леонид Кучма назначил своим указом на 16 апреля 2000 года всеукраинский референдум, проводимый по народной инициативе. В бюллетени для тайного голосования на референдуме будут включены 6 вопросов и возможные ответы на них:

1). Высказываетесь ли Вы за недоверие Верховной Раде 14 созыва и внесение в связи с этим дополнений к части второй статьи 90 Конституции Украины такого содержания: «...а также в случае выражения недоверия Верховной Раде Украины на всеукраинском референдуме, что дает основания президенту Украины для роспуска Верховной Рады Украины?

Да.

Нет.

2). Поддерживаете ли Вы предложения о дополнении статьи 90 Конституции Украины новой третьей частью такого содержания:

«Президент Украины может также досрочно приостановить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины на протяжении одного месяца не смогла сформировать постоянно действующее парламентское большинство или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев подготовленного и поданного в установленном порядке Кабинетом Министров Украины государственного бюджета Украины», которая бы устанавливала дополнительные основания для роспуска Президентом Украины Верховной Рады Украины, и соответствующие дополнения пункта 8 части 1 статьи 106 Конституции Украины словами: «и в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины»?

Да.

Нет.

3). Согласны ли Вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины и с исключением в связи с этим части 3 статьи 80 Конституции Украины: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы?

Да.

Нет.

4). Согласны ли Вы с уменьшением общего количества народных депутатов Украины с 450 до 300 и связанным с этим изменением части 1 статьи 76 Конституции Украины слов «четыреста пятьдесят» на слово «триста», а также внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство?

Да.

Нет.

5). Поддерживаете ли Вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и содействовала бы их реализации, и внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины и в избирательное законодательство?

Да.

Нет.

6). Согласны ли Вы с тем, что Конституция Украины должна приниматься всеукраинским референдумом?

Да.

Нет.

Волеизъявление граждан Украины осуществляется путем вычеркивания в случае позитивного ответа слова «нет», а в случае негативного ответа — слова «да».

Подготовка проведения всеукраинского референдума по вопросам, предусмотренным этим указом, возложена на Центральную избирательную комиссию и соответствующие территориальные и участковые комиссии. Центризбирком также утвердит смету на проведение референдума, а его финансирование будет обеспечивать Кабинет министров.

Весьма показательно, что все первые отклики и комментарии указа Президента о референдуме (как сторонников его проведения так и его противников) основываются на том, что его итоги уже предрешены. Рассматриваются лишь различные варианты: как именно Президент использует шесть «Да» в своих дальнейших действиях.

Правда лидер Компартии Петр Симоненко заявил, что КПУ будет продолжать усилия по проведению своего, альтернативного референдума с тем, чтобы «потребовать» от Президента объявления его своим указом. Ранее он сообщал о намерении КПУ инициировать всеукраинский референдум по вопросам об отмене института президента, усилению роли и функций представительских органов власти (местных советов и парламента. — Интерфакс-Украина ), а также гарантий защиты государством социальных прав граждан.

Лидер КПУ считает, что указ Леонида Кучмы о проведении 16 апреля референдума о коррективах в системе власти издан «с одной целью — отвлечь внимание народа от насущных проблем, стоящих сейчас перед обществом».

Глава Селянской партии Украины Сергей Довгань заявил, что левые парламентские фракции обязательно обратятся в Конституционный суд по поводу неконституционности указа Президента о референдуме. По его мнению, «этот указ не просто выходит за рамки существующего правового поля, но и грубо нарушает законы страны».

При этом лидер СелПУ подчеркнул, что левые фракции также готовы к созданию оппозиционного блока. «Правого большинства в парламенте нет, и думаю, что его и не будет, — заявил он. — Репрессивный аппарат просто заставляет депутатов ставить свои подписи под так называемым документом о большинстве».

Однако в левом блоке уже давно образовалась трещина. Лидер СПУ Александр Мороз хотя и считает, что депутаты могут обратиться в КС с представлением касательно законности указа о референдуме, сам не намерен участвовать в подготовке такого представления в КС. «Я не занимаюсь этим вопросом и думаю, что и дальше им заниматься не буду», — заявил А.Мороз.

Условно правые партии Народный Рух Украины, Партия «Реформы и порядок» и Конгресс украинских националистов не согласны с вынесением на всеукраинский референдум вопросов о создании двухпалатного парламента и о принятии Конституции Украины на всенародном референдуме. В заявлении этих партий отмечается, что вопросы о создании двухпалатного парламента и, особенно, фактическом признании нелегитимности ныне действующего Основного закона могут привести к дальнейшему сворачиванию демократии, усилению сепаратистских настроений и спровоцируют правовой хаос в государстве. В то же время они подчеркивают, что эти партии «готовы инициировать и голосовать за досрочное прекращение полномочий Верховной Рады, если парламентское большинство не сможет наладить конструктивную работу» законодательного органа. В заявлении также отмечается, что нынешнее «левое руководство» Верховной Рады, «которое полностью дискредитировало себя, требует замены».

Однако политолог Михаил Погребинский считает, что «даже вне зависимости от того, захотят ли инициаторы референдума, будет ли им это необходимо и насколько хорошо будут работать депутаты, парламент обречен». Он не исключил, что если в парламенте изменится руководство, реально будет работать большинство, и «вообще Верховная Рада будет действовать идеально — может сложиться впечатление, что необходимости в роспуске парламента нет». Но в этом случае, сказал политолог, инициаторы референдума после его проведения окажутся в сложной ситуации, поскольку фактически проигнорируют отношение народа.

Вместе с тем политолог отметил, что в связи с тем, что вопросы, выносимые на референдум не носят обязательного характера, «остается некая свобода действий — можно применять результаты референдума, а можно использовать их, как «дамоклов меч», чтобы, например, заставить депутатов эффективно работать».

По мнению М.Погребинского референдум используется для «политической реформы, которая меняет сущностные принципы формирования системы власти в Украине». «Часть политического класса, в том числе и те, кто поддерживал Л.Кучму на выборах, зная готовность избирателей поддержать особенно некоторые из предлагаемых вопросов, не видят другого способа проведения политической реформы, поэтому прибегли к референдуму», — считает М.Погребинский.

Тем не менее, по мнению представителя фракции «Громада» Александра Ельяшкевича, «сегодня рано говорить о том, состоится ли референдум, и если состоится, то когда». Прогнозируя дальнейшее развитие событий, А.Ельяшкевич высказал мнение о том, что «безусловно» со стороны депутатов последуют обращения в Конституционный суд, и Верховный суд начнет рассматривать вопрос, касающийся решения Печерского суда, который обязал Центризбирком зарегистрировать инициативные группы по проведению всеукраинского референдума.

Он также отметил, что согласно Конституции, «никто не имеет право» отказывать в регистрации инициативных групп, если вся процедура создания таких групп соблюдена в соответствии с законом о всеукраинском и местном референдумах. По его мнению, «существует серьезная правовая коллизия в дальнейшей реализации прав граждан на проведение всеукраинского референдума». В связи с этим он считает необходимым, чтобы высшие судебные инстанции — Верховный и Конституционный суды — «четко обеспечили» правовой механизм свободного волеизъявления граждан, поскольку, по его словам, «ответы на вопросы, которые вынесены на референдум, можно трактовать по- разному». Кроме этого, отметил депутат, КС должен также вынести решение по поводу вопросов, выносимых на референдум, которыми планируется внести изменения в Конституцию.

Если же всеукраинский референдум состоится, считает А.Ельяшкевич, то его можно рассматривать как референдум о поддержке курса Президента. Он пояснил, что народ, отвечая на вопрос о доверии ВР, должен будет таким образом высказаться по поводу парламентского большинства, которое поддерживает Президента и его курс. «Первый вопрос, выносимый на референдум (который касается доверия Верховной Раде. — Ред. ) — это подарок оппозиции», — заявил А.Ельяшкевич. «Чтобы высказаться против курса Президента лучшего подарка оппозиции вряд ли можно представить», — добавил он.

По мнению А.Ельяшкевича, сложно также говорить и об истинных целях Президента, поскольку для него (Президента. — Ред. ) «идеальное решение — принятие новой Конституции с тем, чтобы не только ограничить полномочия Верховной Рады, но и с тем, чтобы снять временные ограничения со своих полномочий».

Обозреватели отмечают, что после референдума страна из парламентско-президентской станет президентской республикой.

Дмитрий СКРЯБИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ